Консультация для родителей "тестопластика - это увлекательно". Консультация для родителей - «Солёное тесто-лепим все вместе» Работа с соленым тестом консультации для родителей

«Консультация-практикум для воспитателей и родителей «Чудеса из соленого теста» Воспитатель высшей категории: Романова Ольга Николаевна Немного об истории соленого теста...»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9 второй категории»

Консультация-практикум для воспитателей

и родителей

«Чудеса из соленого теста»

Воспитатель высшей категории:

Романова Ольга Николаевна

Немного об истории соленого теста

Тесто - удивительно пластичный материал для лепки различных

фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина,

тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время.

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников иод Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.



Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.

Рецепт соленого теста Есть разные рецепты соленого теста. Например, в одном из них в тесто добавляется растительное масло. Однако изделия в этом случае оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах предлагается добавлять в тесто виниловый клей. С тестом, приготовленным по такому рецепту, нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми. Ведь клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Наш рецепт состоит из 100% экологичных и поэтому безопасных материалов - воды, муки и соли.

Практическое задание для воспитателей.

Для теста:

Мука - 2 части,

Соль «Экстра» - 1 часть,

Вода (обязательно холодная) - 1 часть,

Полиэтиленовый пакет для хранения теста В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем - муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало Соленое тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом держите закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

Сушка изделий из соленого теста Сушка - очень важный этап в изготовлении изделий из соленого теста.

Представьте: вы задумали и сотворили из него нечто замечательное. И вдруг - в результате поспешного или неправильного обжига - изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование!

На открытом воздухе при комнатной температуре

Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем понадобится больше времени. Зато этот способ самый экономичный. Однако имейте в виду, что при воздушной сушке на поверхности изделия, которая контактирует со столом, образуются углубления. При воздушной сушке влага испаряется медленно, поэтому на высушивание каждого миллиметра толщины изделия требуется 1 день сушки. Летом для высушивания используйте солнечное тепло: готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

–  –  –

1 час - при t 50°С 1-2 часа - при t 75°С 1 час - при t 100-125°С 0,5 часа - при t 150°С Для просушивания объемных работ потребуется больше времени. Можно пользоваться также другой формулой расчета: время сушки в духовом шкафу электроплиты на белом противне - 1 час на каждые 0,5 см толщины при температуре 75°С. Далее независимо от толщины:

1/2 часа при температуре 100°С 1/2 часа при температуре 125°С 1 час при температуре 150 °С

Подрумянивание - при 200°С строго под наблюдением!

Время, которое понадобится для просушки поделок в духовке, рассчитать точно трудно. Все духовки немного отличаются друг от друга. Поэтому, чтобы было меньше огорчений от испорченной работы, сделайте несколько образцов, например, слепите лепешки разной толщины и просушите их в своей духовке, меняя температуру. После того как фигурки из соленого теста высушите в духовке, охладите их. Пока изделия горячие, они очень хрупкие, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно.

При сушке в духовом шкафу сначала включите только верхний огонь и просушите изделие на нем до тех пор, пока его поверхность не начнет подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется. Затем установите противень на среднем уровне духового шкафа. Если вы хотите придать изделию бежевый оттенок, используйте верхний огонь чуть дольше.

Если на изделии появляется легкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура в духовке слишком высокая, в этом случае на обратной стороне изделия могут образоваться трещины.

На просушку изделия в газовой плите времени требуется в два раза меньше, чем в электрической. Чтобы высушить готовое изделие, аккуратно, с помощью широкого ножа или лопатки, перенесите его с рабочего стола на присыпанный мукой противень, стараясь не повредить при переносе.

Просушите дня два поделку сначала на открытом воздухе, затем в духовке при температуре 50°С, постепенно повышая температуру, но не выше 150°С.

При слишком высокой температуре изделие может вздуться, иногда даже появляются трещины. Вздувшиеся поделки исправить не удастся, а трещинки легко замазать. Для этого разведите немного муки с водой, добавьте клея ПВА, хорошо перемешайте и нанесите эту массу на трещинку, затем стекой или пальцем вотрите в нее смесь. Изделие не должно остаться сырым. Его готовность определяют по звуку. Постучав по готовому изделию пальцем, вы услышите звонкий звук. Если звук глухой, изделие нужно досушить. Для крупных изделий можно использовать комбинированную сушку: вначале несколько дней на воздухе, затем - в духовом шкафу.

Примечание. Если начинать сушить изделие при закрытой дверце духового шкафа, то на поверхности образуются пузыри.

–  –  –

Этим способом очень удобно пользоваться зимой, когда батареи центрального отопления хорошо нагреты. Поделку положите на фольгу или ткань и оставьте на батарее до полного просыхания.

–  –  –

Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушенный, значит, внутри модель сыровата и ее нужно еще на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит, изделие высушено. Если вы уже взяли изделие с противня, положите его на кухонную варежку-прихватку и постучите по его внутренней стороне

Глазурование изделий соляным раствором и подрумянивание

Когда изделие высушено, его можно глазуровать. После этого изделие заиграет переливами о п ен к о в от белого до золотисто-коричневого цвета.

Глазурую! изделие в течение часа. Для этого с помощью кисточки его смазывают крепким соляным раствором (соотношение воды и соли 2:1), а затем помещают в духовой шкаф при температуре от 50°С до 150°С. Когда первый слой раствора высохнет, изделие смазывают повторно. Операцию повторяют несколько раз. Такой способ придает фигуркам гладкость.

Поскольку соль кристаллизуется на поверхности изделия, оно приобретает особую благородную белизну.

Однако фигурке можно придать другой оттенок в зависимости от температурного режима духовки. При температуре 50°С изделие остается белым, при температуре 150°С - приобретает интенсивный бежевый цвет.

Золотисто-коричневый оттенок получается при температуре 200°С.

Глазурование изделий яичным желтком

Фигурке можно придать аппетитный вид румяного теста с помощью глазурования смесью яичного желтка и воды. После глазурования солыо смесь нанося! на изделие несколько раз и высушивают при более высокой температуре (примерно 150°С). Дверца духовки при этом должна быть закрыта.

Раскрашивание

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично.

Прекрасно смотрятся изделия цвета натурального теста с минимальным использованием красок. Однако если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают рук и не размазываются.

Для раскрашивания можно использовать также акварельные краски.

Для этого акварель размешивают кисточкой очень густо с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась.

Раскрашенные таким образом работы необходимо закрепить лаком.

Гуашевые краски гоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА. Чтобы окрасить готовое вымешанное соленое тесго из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое, вымешенное тесто следует разделить на части по количеству цветов.

Лакирование Для того чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют.

Лакирование используют при необходимости и по желанию автора.

Применяют как жидкий, так и густой лак. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим. Если состав жидкий, изделие необходимо покрывать лаком и высушивать несколько раз.

Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделие от влаги, и ими тщательно покрывают модели со всех сторон. Если вам не по вкусу зеркальный блеск, используйте матовый прозрачный лак. Если состав густой, изделие достаточно покрыть лаком один-два раза.

Сегодня в продаже есть много различных лаков в аэрозольной упаковке. Используя такие лаки, достаточно сбрызнуть изделие один раз, и краски заиграют ярче, а работа будет надежно защищена.

Поделки из соленого теста Соединя ть детали удобно с помощью кисточки и воды. Вода в данном случае nrpaei роль клея. Нанесите кисточкой небольшое количество воды на поверхности соединяемых деталей и аккуратно прижмите их друг к другу, стараясь не смять. Если воды окажется слишком много, тесто может расползтись.

Существует несколько основных приемов лепки. В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска. Для украшения изделий из соленого теста используется множество различных мелких элементов: цветочки, ленточки, ягодки, листочки, косички и т. д.

Для изготовления листьев необходимо раскатать колбаску, разрезать ее на одинаковые части-иилиндры, которые затем следует скатать в шарик.

Шарик нужно расплющить в лепешку и большим и указательным пальцами сформировать лист. Прожилки можно прорисовать с помощью зубочистки.

Розочки можно изготовить из тонко раскатанной ленты, аккуратно накрученной на зубочистку. При этом формируется нужный размер и форма цветка.

При изготовлении фигурок людей основой служит колбаска, которой нужно придать конусообразную форму. Для лепки головы используют шарик из теста необходимого размера. Более сложные плоскостные элементы или фигурки лучше вырезать из раскатанного теста по заранее изготовленному шаблону.

Обработка теста предметами домашнего обихода часто дает впечатляющий эффект. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи разных незатейливых вещиц поверхность изделия можно сделать рельефной.

Для работы с тестом вам понадобятся:

Баночка с водой для смачивания пальцев и кисточки,

Пластмассовый нож,

Доска для лепки,

Скалка для раскатывания теста,

Зубочистки,

Чесночница (для оформления "причесок")

Маникюрные ножницы с закругленными концами.

Еще может понадобиться множество других полезных вещиц, таких как трубочки для коктейля, фольга пищевая, прозрачные ячейки из-под таблеток, бисер, горошинки черного перца, колпачки от фломастеров и другое:

Чесноковыжммалка. Если вы воспользуетесь чесноковыжималкой, то из тесга получатся кудряшки в форме спагетти. Из них вы сможете сделать для моделей волосы, шерст ь и другие декоративные детали Насадки для кулинарного ширина. Если вдавливать в тесто насадки для кулинарного шприца, то получаются декоративные узоры из кружков, звездочек и сердечек.

Чайное ситечко. Из теста, пропущенного через чайное ситечко, получается тончайшая «вермишель», если при замешивании теста была использована соль очень мелкого помола.

Расческа. Расческой па тесте можно отпечатать ребристый продольный узор, вдавливая ребра ее зубчиков в гесто. Кончиками острых зубцов расчески делают узор из точек.

Похожие работы:

«В. И. ПАНТИН ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОССИИ: МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ В статье рассматривается историческая роль России с точки зрения социоестественной истории и цивилизационного подхода. Главная идея заключается в том, что Россия находится между Западом и Востоком не только с географической, но и с политичес...» г. Майкоп, тел.:8-929-885-13-66 Адыги в мировом социокультурном пространстве: исторический аспект (Рецензирована) Аннотация. В статье даетс...» контекст. Это дало возмож­ ность показать, что ру...»


Консультация для родителей - «Солёное тесто-лепим все вместе».

Лепка- это создание обьёмных или рельефных фигур,картин и даже целых композиций из пластичных материалов.

Пластичных материалов великое множество - пластилин,тесто,глина,пластика, зимой-снег,летом влажный песок.

Этот процесс предоставляет великие возможости для развития и обучения детей,потому что

возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев,воображение детей,формируются и развиваются навыки ручного труда.

Н
еподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию ручной умелости должна начаться задолго до поступления в школу.

Покуда процесс проходит в виде игрового действия, ребёнок осваивает технологию уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с солёным тестом-разминание, отщипывание, шлёпание, сплющивание.

С
олёное тесто -абсолютно экологически чистый материал.

Освоив азы дети приступают к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания и приклеивания одной части к другой.

Кроме этого,во время занимательного и увлекательного процесса развивается не только речь ребёнка,его фантазия и творчество, но и происходит развитие личности.

Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Именно по этому следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ.

Очень важно,чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.Детям в любом возрасте необходимо одобрение взрослого и его похвала.

Такое отношение позволит им в дальнейшем чувствовать себя уверенными и компетентными людьми.

Солёное тесто в последние и годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

Тестопластика - искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

М
ы используем тесто для игры. Из теста можно слепить персонажей театра и вазу для мамы.

Классический рецепт солёного теста из пшеничной муки: мука – 2 чашки, соль – 1 чашка, вода- 200 гр (200 мл).




Мука : Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.
Соль : Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую “экстра”. Старайтесь не пользоваться измельчения соли кофемолкой. Соль добавляют в тесто исключительно для защиты от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого ее количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто после сушки хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии.

С
оль можно использовать любую, даже самую дешевую. Соль грубого помола легко размельчить в кофемолке.

Вода: Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой. Водопроводную воду лучше отфильтровать. Замешивайте тесто на ледяной воде, оно будет более эластичным.

Добавки: качество материала можно улучшить:

Добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, увеличим пластичность материала,

Добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым. Готовое солёное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Внимание совет! Вымешивая тесто на столе. не забывайте посыпать поверхность стола мукой, чтобы тесто не прилипало

Рецепт теста для лепки.

Рецептов приготовления солёного теста много. Такого, чтобы подходил всем, пожалуй нет. Необходимо самостоятельно поэкспериментировать и выбрать то, с которым приятно работать.

^ Первый рецепт: Мука пшеничная – 2 стакана, Соль «Экстра» – 1 стакан,Вода – 3стакана.

Второй рецепт: Мука пшеничная – 1 стакан,Соль «Экстра» – 2 стакана,Сухой обойный клей – 1 ложка,Вода – около 1 стакана.

Совет. Солёное тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе, очень быстро сохнет, поэтому держите ёмкость с ним закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

Совет. Вы можете придать необычный цвет и приятный запах своему тесту (что сделает работу намного приятнее), если добавите к нему немного специй (или какую-либо из них): мускатный орех, тмин, паприка, серый и чёрный перец, корицу, карри.

Окрашивание солёного теста. Красители.

Если вы решили создать цветную поделку из солёного теста, то вам не подойдёт рецепт обычного солёного теста, попробуйте сделать цветное, окрашенное тесто.
Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.
На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов.
Первый цвет - белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй коричневый.
Для его получения при замешивании добавляется обычный какао-порошок (не забудьте перед использованием просеять его через сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка). Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить. Чем больше оттенков у вашего изделия, тем интереснее оно будет выглядеть.


Красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому для получения теста этих цветов можно использовать не целый, а только половину пакетика на один заготовленный колобок весом 100-150 г. Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все.Для того чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного, синего. Для этого вам понадобятся пищевые красители, которые продаются в виде порошка.Также окрашивать тесто можно с помощью гуашевых красок. Необходимо при замешивании теста в воду добавить гуаши и все хорошо размешать.

Творите вместе - для удовольствия, для забавы, для пользы и красоты!

НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ЛЕПИМ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

Не знаете чем таким интересным занять ребёнка? Тогда для вас отлично подойдёт лепка из солёного теста, так как это развивает мелкую моторику рук малыша, творческие способности и внимательность.

Поделки из теста хороши тем, что прослужат вам куда больше, чем из того же пластилина. Что уж говорить о глине, вряд ли нежные ручки малыша стоит пачкать в ней, ведь ребёнок тут же попробует её на вкус. Солёное тесто абсолютно безопасно для организма ребёнка. Также в нём нет искусственных материалов и красок. А наличие большого количества соли делает его неприятным на вкус, так что даже попробовав кусочек, ребёнок тут де выплюнет его и не станет больше тянуть в рот.

Делая тесто в домашних условиях, вы вовлечёте в этот процесс и ваше чадо, не говоря уже о самой лепке. Как же приготовить такой интересный материал?

Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов. Соль обычно используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. Она должна быть только мелкого помола.

Воду в тесто добавляют только холодную.
Пищевые красители придают тесту яркий, насыщенный цвет. В продаже есть как сухие, так и жидкие красители(для кондитерских изделий и окрашивания пасхальных яиц
Краски для раскрашивания поделок из теста обычно используют водорастворимые (гуашь, акриловые краски).

Рецепты теста

Рецепт № 1

· 1 стакан соли

· 4 стакана муки

· 1,5 стакана воды

· 1 столовая ложка растительного масла

· пищевые красители

Смешать соль, муку. В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Все ингредиенты перемешать вымесить тесто.

Рецепт № 2 .

· 2 стакана муки

· 1 стакан соли

· 3/4 стакана воды

· 1 -2 ст. л. Обойного клея

· пищевые красители

Рецепт № 3.

· 1 стакан муки

· 1 стакан соли

· 1 столовая ложка квасцов

· 1 стакан воды

Смешать все сухие ингредиенты. В воду добавить пищевые красители. Все перемешать. Замесить густое тесто.

Рецепт № 4.

· 1 стакан соли

· 0,5 стакана кукурузной муки

· 0,5 стакана воды

Все перемешать в кастрюле. Готовить на слабом огне, помешивая деревянной ложкой. Снять с огня, когда образуется шар. Завернуть в фольгу, замесить тесто, когда оно остынет.
Рецепт № 5.

Фигурки из этого теста можно потом съесть. Приготовьте его непосредственно перед употреблением:

· 0,5 стакана сахара

· 1/2 пачки маргарина или сливочного масла

· 2,5 стакана муки (или немного больше)

· ванилин

Маргарин растопить, добавить сахар, ванилин. Перемешать. Добавить муку, замесить густое тесто.
Рецепт № 6.

А это тесто с необычной текстурой.

· 1 стакан муки

· 1 стакан воды

· опилки

· пищевые красители

В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Добавить муку, перемешать в кастрюле, подогреть на сильном огне. Помешивать деревянной ложкой, пока не загустеет. Остудить, добавить опилки. Можно вместо опилок добавить крупы. Например: гречку или рис.
Готовое изделие (поделка, предмет) из теста можно высушить в духовке, или дать просохнуть естественным путем, а затем подкрасить.

При работе с пластичными материалами Вам понадобятся:

· скалка или специальный валик

· стека

· фигурные формочки

· чесноковыжималка

· доска

· мерные стаканчики

· терка

· вилка (пластмассовая)

· кисти

· линейка

· кофейное ситечко

· различные предметы с интересным рельефом (пуговицы, монеты, брошки, бутылочные пробки с оттисками и др.).

Сушка теста

Существует несколько способов сушки получившихся фигурок. Самый простой и не затратный – высушить все на балконе или на любой обдуваемой поверхности. Если же вы хотите получить максимальный результат, то лучше сушить солёное тесто в духовке при температуре 100-150’С. Как только поделка стала твёрдой – процесс сушки окончен. Мелкие изделия при таких условиях высыхают максимум за час, крупные – 2-3 часа. Обязательно проследите, чтобы ваше творчество не сгорело в духовке. Хотите получить золотистый экземпляр – добавляем до 200’С и не отходим не на минуту.

Обработка изделий

1. Глазурирование соляным раствором. Приготавливаем так: соотношение соли и воды 1:2). Берём кисточку и обрабатываем раствором. Ставим в духовку на 100’С. Повторяем все ещё раз и получаем красивую поделку.

2.Нанесение желтка с водой. Смешиваем эти ингредиенты, обмазываем изделие и ставим в духовку на 100’С.

3.Свекольным сиропом также можно покрыть поделку, и тогда она приобретёт коричневый оттенок. Смазываем за пол часа до выключения духовки(сушки).

Лепка из солёного теста станет хорошим развлечением для вашего ребёнка. Лучше начать заниматься лепкой в 3-4 года, когда он уже вполне готов вам помогать и проявляет интерес к творчеству.

Как правильно учить ребёнка лепить? С чего начать?

Лепка открывает большие возможности, как для развития мелкой моторики, так и для развития ребенка вообще. Первое время ребенок работает всей кистью руки, так как движения пальцев недостаточно развиты и слабо координированы. Для ребенка наиболее значительным являются физические свойства материала: вязкость, пластичность, масса и др. Ребенок знакомится со свойствами глины, соленого теста, пластилина и производит игровые действия с ними. Этот период называется также как в рисовании "доизобразительным", но проходит обычно быстрее, так как действия с легко поддающимся воздействию материалом приводит к результату. Вначале ребенок отрывает от общего кома большие и маленькие комочки, затем нагромождает их один на другой, раскатывает на дощечке, расплющивает рукой о доску (т.е действует, не ставя перед собой цели что-либо изобразить). Под руководством взрослого ребенок видоизменяет бесформенные комочки, раскатывает их продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол, а затем между ладонями. В дальнейшем ребенок научится лепить палочки, столбики, колечки, колобки, пирамидки, грибы.
Интерес к пластичным свойствам следует направлять на изображение конкретных предметов, иначе ребенок будет разбрасывать, и размазывать материал по доске. В результате усвоения элементарных действий с глиной, тестом, ребенок учится лепить предметы простейшей формы: столбики, карандаши, палочки. Следующий этап - изображение шаровидной формы (колобок, шарик, мяч). Движения, образующие шар, являются более сложными по сравнению с движениями при создании цилиндра, так как они требуют большего зрительного контроля и слаженности действия обеих рук.
На основе приобретенных навыков по лепке цилиндра и шара переходим к изображению определенных предметов, например: из согнутого столбика - калач, из нескольких колец - башенку, а чупа-чупс (погремушку) - из столбика и шара.
Занятия должны повторяться, но тематика должна быть разной. Например, закрепляя лепку предметов цилиндрической формы, темы могут быть следующими: карандаши, столбики для забора, палочки, дрова, соломка для угощения куклы и др.
Первые занятия проводятся в течение 5-8 минут. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод. Большое значение при обучении имеет не только показ, но и пояснение каждого действия. Возможно, что занятия проводятся с использованием приема "рука в руке" и в этом случае проговаривание действий обязательно. " Положили комочек на ладонь, накрываем другой ладошкой, и катаем его вперед- назад, вперед- назад, получился столбик. Подобными пояснениями следует сопровождать каждое действие, чтобы ребенок активнее воспринимал последовательность при изображении. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 10-12 минут.
Работы ребенка следует некоторое время хранить. Делать это следует по двум причинам: во-первых, к работе ребенка нужно привлечь внимание родных, близких людей, других детей, говоря, какая замечательная работа, хвалить ребенка; во- вторых: работы нужно сохранить, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу, сравнивать с последующими работами, отслеживать динамику.

УДАЧИ ВАМ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Консультация для родителей
«Лепка из соленого теста – это удовольствие и радость!»

Тесто – мягкий, податливый материал, экологически чистый и понятный детям. К тому же все необходимые материалы легкодоступны: у мамы и бабушки на кухне всегда найдется мука, соль, вода и «секретные ингредиенты». Лепка, один из самых интересных видов деятельности. Процесс лепки способствует развитию чувству формы, объема, пропорций, зрительных и тактильных ощущений, творческого воображения и восприятия, а самое главное – это естественное развитие в гармонии с природой.

Цель занятий лепки из соленого теста:

Вызвать у ребенка интерес к лепке и в легкой игровой форме познакомить его со свойствами и приемами лепки из соленого теста.
Тесто имеет свойство мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать. Важно научить не только лепить разные фигуры или даже целые композиции, но и посредством лепки из соленого теста развивать мелкую моторику руки, а также творческие способности, фантазию и воображение.

Материалы требуемые для лепки из соленого теста:
деревянная или пластмассовая дощечка для лепки
стеки
фигурные валики
фигурные стеки (узоры)
влажная тряпочка или салфетка
кисточка для смачивания теста водой
скалка
терка
ситечко
стаканчик для воды
песочные формочки
краски гуашевые или акриловые
противень
мука (ржаная, пшеничная, овсяная)
подсолнечное масло
соль «Экстра»
обойный клей
клей «Момент» для приклеивания изделия на готовый фон.

Техника лепки из соленого теста.

1. Подготовьте заранее рабочее место, оснастив поверхность стола деревянной дощечкой или пластмассовой, приготовьте стеки, влажные тряпочки. Замесите тесто, тщательно его вымешав, по необходимости добавьте дополнительные ингредиенты.
2. Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек теста, это придаст ему большую пластичность.
3. Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, если место соединения смочить водой. Сделать это можно при помощи небольшой кисточки из щетины.
4. Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или целлофановый пакет, тогда оно не высохнет. Если вы работаете с тестом разных цветов, то поместите каждый кусочек теста определенного цвета в отдельный пакет.
5. Если вы готовое изделие будете сушить в духовке, то делайте это либо на подносе, либо в жаростойкой посуде.
6. Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу после лепки, иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно использовать любые предметы.
7. Тесто можно хранить в холодильнике не дольше одной недели.

Из соленого теста можно делать все что угодно: подсвечники, рамочки для фотографий, домики, зверей, овощи и фрукты, машины и самолеты, буквы и цифры. Украсить их можно крупами, пуговицами, ракушками, бисером и макаронными изделиями, ниточками и лентами. Сделать можно все, на что только хватит фантазии, вдохновения и желания.

Рецепты приготовления соленого теста.

Известны разные рецепты соленого теста. Так, в одном из них в тесто добавляют растительное масло, но в этом случае изделия оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах в тесто предлагается добавлять виниловый клей. С таким тестом нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми: клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Такого рецепта, который подходил бы всем, нет. Необходимо поэкспериментировать и выбрать тот, с которым именно вам приятно работать. Тесто может быть крутым или мягким, в зависимости от количества муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды; если же оно прилипает к рукам, добавьте муки.

Рецепты:
– мука пшеничная (2 стакана),
-соль «Экстра» (1 стакан),
-вода (3/4 стакана),
-растительное масло (1-2 ст.л.),
- сухой обойный клей (1-2 ст.л.).
- мука ржаная (1-2 стакана),
- соль «Экстра» (2 стакана),
- вода (3/4 стакана).
«Секретные ингредиенты».

Ребенку интереснее лепить не только из белого теста, но и из цветного.
- гуашевые краски,
- пищевые красители (для пасхальных яиц),
- свекольный сок,
- какао,
- специи, сухая трава (ромашка, мята, мелисса)
Чтобы соленое тесто не рвалось и крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным. В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя воду до получения однородной массы. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало. Долго хранить готовое тесто не желательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым.

Как высушить поделку из соленого теста.

Сушка – важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. Вы задумали и сотворили из него нечто замечательное! И вдруг в результате поспешного или неправильного обжига изделие треснуло…
Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем больше понадобится времени. Зато этот способ самый экономичный. Летом готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

Сушкой на батарее центрального отопления удобно пользоваться зимой. Поделку следует положить на фольгу или ткань и оставить на батарее до полного высыхания.

Чтобы поделки хорошо сохранились, после того как они будут просушены и раскрашены, покройте их прозрачным жидким лаком. Это надежно защитит их от влаги. Если не нравится зеркальный блеск, используйте матовый лак.
Изделия из окрашенного теста, кроме тех, в которые был добавлен какао – порошок, следует просушивать при температуре не выше 125 С, иначе их цвет может измениться.
Если вы работаете с несколькими цветами теста, то вы легко можете сделать из них новые тона. Для этого просто нужно перемешать между собой кусочки теста разного цвета.
Тесто должно быть хорошо вымешано, не липнуть к рукам и не крошиться.
Если тесто плохо лепится, добавьте воды.
Если прилипает к рукам, добавьте муки.
Поделки лучше делать из маленьких частей, так они будут качественнее и красивее.
Если решили подкрасить само тесто, краски добавляйте совсем немного.
Тесто хорошо комбинируется со многими материалами.

Раскрашивание изделий из соленого теста.

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично. Прекрасно смотрятся изделия натурального теста с минимальным использованием красок. Однако, если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают руки и не размазываются. Для раскрашивания можно использовать и акриловые краски. Для этого акварель размешивают кисточкой с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась. Раскрашенные таким образом изделия необходимо закрепить лаком. Гуашевые краски тоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА.
Чтобы окрасить соленое тесто из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску нужно добавлять при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то тесто следует разделить на части по количеству цветов. Затем из этих частей слепить маленькие шарики, в середине сделать углубления. Далее в эти углубления закапать краску, и разминать до равномерно окрашенной массы.

Лакирование.

Для того, чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют. Лакирование используют при необходимости и по желанию автора. Применяют как жидкий, так и густой лак. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же хорошо использовать именно жидкий лак, тогда изделие будет выглядеть более румяным и менее блестящим. Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделие от влаги, достаточно покрыть его лаком один – два раза.

Юлия Винокурова
Консультация для родителей «Первые шаги в работе с соленым тестом»

Консультация для родителей

«Первые шаги в работе с соленым тестом »

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных качеств.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности . Лепка часто становится любимым занятием детей.

Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем , дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок) . Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это , своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно , ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган , с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста , наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми .

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину, что в рисунке осуществляется только зрительным путём) .

Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Тактильная активность особенно ярко проявляется детьми именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста , ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте» . Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.

Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе . Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества