Занятия с тестом для самых маленьких. Поделки для детей из соленого теста. Способ приготовления цветного соленого теста для лепки

Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.

Лепка для малышей

Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение .

В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.

Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).

Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.

В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).

Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).

Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.

Лепка для малышей: с какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?

Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.

На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки , на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.

Лепка для малышей: материалы для лепки с ребенком раннего возраста

Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).

Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.

Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.

Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.

С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.

Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.

Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).

Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.

Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.

Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).

Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).

Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).

Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.

Это важно:

— место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.

— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)

Лепка для малышей: как заниматься лепкой с малышами?

Первый этап. Знакомство с материалом.

Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.

Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!

Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:

  • пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
  • нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
  • подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
  • пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
  • смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета. Покупая пластилин для лепки – посмотрите на упаковке инструкцию. Производители всегда указывают, можно ли смешивать цвета пластилина, получая новые оттенки. Желательно для малышей покупать пластилин, в котором можно смешивать разные цвета и получать новые оттенки.

Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).

  • Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.

Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.

Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой

  1. от знакомства малыша с материалом (исследовательские действия)
  2. к использованию его по назначению (для лепки)
  3. и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.

Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»

Лепка для малышей: основные приемы лепки с детьми раннего возраста

  • раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),
  • скатывание кусочка в шар,
  • сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),
  • получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
  • отщипывание кусочков,
  • прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.

Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).

Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома

— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.

Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.

Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!

Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.

ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.

Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.

— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).

— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.

Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? (гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.

Пример такого разговора про птичку до ее лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»

— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.

— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:

  • Первый день – учимся скатывать шарик.
  • На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
  • Далее делаем перерыв 2-3 дня.
  • И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).

Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.

В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.

Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.

— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.

Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.

— Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.

Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет

Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.

Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.

Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий

«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

«Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите: «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.

  • Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
  • Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку — и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»

Лепка для малышей: лепка для детей 2-3 лет

В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.

Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой: наши задачи

  • лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
  • соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
  • раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
  • сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
  • делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
  • соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
  • лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).

Лепка для детей 2-3 лет: последовательность обучения лепке

В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.

Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.

Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).

  • Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
  • Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
  • Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).

Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).

  • Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
  • Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
  • После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).

Лепка для детей 2-3 лет: варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач

Первый этап: ознакомление с материалами

Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),

Н орка для мышки (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).

Второй этап – осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)

  • слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски),
  • слепим веточку для птички (колбаска),
  • лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки),
  • слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет),
  • слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки),
  • самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета),
  • елочка (Раскладываем палочки как елку на доске для лепки. Одна длинная колбаска в центре – это ствол елочки. Другие зеленые колбаски размещаем по сторонам наклонно – это ветви елочки),
  • домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен), крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
  • баранки
  • колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко),
  • браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко),
  • другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым),
  • улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки),
  • пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка),
  • ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
  • шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
  • морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны),
  • змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»),
  • гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»),
  • мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).

Третий этап – осваиваем скатывание шара

  • слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца),
  • лепка колобка для бабушки и дедушки,
  • лепка клубочков для котенка (котенок любит играть с клубками),
  • лепка мячиков,
  • лепка погремушки (шарик + колбаска),
  • яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко),
  • помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка),
  • лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки),
  • малина для мишки (также красные шарики – ягоды),
  • конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения),
  • бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку),
  • пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина),
  • слепим снеговика (Скатываем 3 шарика разного размера, ставим их друг на друга в соответствии с размером, украшаем пластилинового снеговика семенами или горошинками для глаз, соломинкой для носа и т.д.),
  • лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв),
  • лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек),
  • лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут), глазками (семечки, горошинки),
  • неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала),
  • гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот),
  • огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы),
  • бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).

Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:

  • лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем!),
  • делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки),
  • оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем),
  • слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу),
  • гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»),
  • солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
  • черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи),

Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.

Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!

Книги по лепке для малышей

Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.

— Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
— Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
— Третья часть: лепим из теста.

У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.

4. Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых. . Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.

5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.

Лепка для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке

Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.

Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).

Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.

Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).

Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.

Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.

Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.

Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта: ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Лепка – прекрасное занятие для маленьких детей. Малышня просто обожает создавать что-то новое своими руками. Однако лепка из пластилина или глины небезопасны для деток 1-2 лет, так как все новое и интересное они непременно тащат в рот.

Давайте сделаем любимое занятие безопасным и приятным и приготовим соленое тесто. Лепка из соленого теста доступна даже совсем крохам – такой материал мягкий и податливый. А еще он очень соленый, что быстро отучит малыша тащить цветные комочки в рот.

Чем полезно такое занятие, как приготовить тесто для лепки, какие фигурки можно предложить слепить детям – обо всем по порядку.

Польза лепки из теста для детей

Лепить из соленого теста в первую очередь безопасно – если малыш кусочек проглотит, ничего не произойдет. А польза от такого занятия колоссальна:

  • Развитие мелкой моторики. Разминая тесто, малыш тренирует пальчики. По словам педиатров и педагогов, речь ребенка находится на кончиках его пальцев. Развивая мелкую моторику, вы помогаете ребенку без затруднений освоить в будущем застегивание пуговиц и завязывание шнурков.
  • Развитие речи. Центр мелкой моторики в коре головного мозга расположен рядом с центром речи. Стимулируя моторику пальцев, вы влияете и на речевой центр. Малыши, ручкам которых мамы уделяют много внимания, быстрее учатся говорить, у них лучше получается формировать из слов предложения и даже небольшие тексты. По мнению логопедов, произношение слов у них намного лучше, чем у их сверстников, которые «не налепились».

  • Усидчивость. Ребенка в юном возрасте заставить сидеть на месте не так уж просто. А этот навык станет незаменимым на школьных и университетских занятиях. Лепка из теста способна настолько увлечь малыша, что он не отрываясь от процесса будет сидеть и создавать все новые и новые фигурки, пока не надоест или тесто не закончится.
  • Трудолюбие. Малыш поймет с малых лет, что для получения желаемого результата нужно как следует потрудиться. Еще лучше он усвоит этот урок, если поделки малыша высушивать и разрисовывать. Так он будет понимать, что плод его работы долговечный, и вы цените его старания.
  • Логическое мышление. Выделывая фигурки из теста с малышом, вы можете задавать ему задачки: вот яблочко, чего ему не хватает? Листика. И в таком духе. Так что занятие по развитию мелкой моторики превратится еще и в логическую задачку.
  • Внимательность. Вылепите фигурку, а малыш пусть повторит. Начиная с простых, дополняйте такие фигурками деталями. Ребенок будет внимательно изучать предложенный образец, воссоздавая его своими руками.
  • Фантазия. Если малышу надоело «повторюхать», предложите ему лепить что угодно. И пусть у слона будет два хобота, а у собаки – три ноги. Фантазия ребенка безгранична, вы очень скоро в этом убедитесь.

Лепка из соленого теста очень полезное и нужное, а главное – безопасное занятие для детей. Но чтоб удовлетворить все запросы такого занятия и извлечь из него максимум пользы, нужно как следует подготовиться.

Как сделать тесто для лепки для детей своими руками

Чтобы начать лепить из соленого теста с детьми, нужно сначала это тесто приготовить, а в первую очередь надо выбрать рецепт для такого теста.
Мы предлагаем вам несколько вариантов рецептов, а вы выбирайте, ориентируясь на то, что у вас есть под рукой. Любой из вариантов теста безопасен, просто разные хозяйки делают его по-разному.

Рецепт 2:

  • мука – 2 ст.;
  • соль – 1 ст.;
  • сода – 1 ст.;
  • крахмал – 2 ст. л.

Из такого теста можно делать фигурки с тонким рельефом

Рецепт 1

  • мука – 2 ст.;
  • соль – 1 ст.;
  • сода – 1 ст.

Подходит для простой лепки.

Рецепт 3

  • вода – 1 ст.;
  • растительное масло – 2-3 ст. л.
  • мука – 1,5 ст.;
  • соль – 1,5 ст.;

Не так сильно высушивает руки, лепить можно все что угодно.

Знаете ли вы? Во всех рецептах присутствует соль. Возьмите мелкую, и смесь будет однородной, а кристаллы крупной красиво отблескивают на свете.

А теперь о секретах приготовления:

  • Возьмите все сухие компоненты, которые приготовили для теста.
  • Руками перемешайте их в большой миске.
  • Влейте воду и вымесите тесто. Оно должно быть мягким, эластичным и не липнуть к рукам.
  • Если решили делать с растительным маслом, влейте его тогда, когда вымесите тесто, и перемесите еще раз. Масло таким образом используют известные кондитеры для обминки теста – даже самое липучее тут же перестает тянуться за руками.

Тесто замесили, вот и ладно. Бледные фигурки, которые из него получатся, – отличный повод заняться —рисованием с детьми 4-6 лет—.
С малышами все сложнее. Как приготовить тесто для лепки детям, мы разобрались, а вот как его сделать привлекательным?

Знаете ли вы? Такое тесто в холодильнике можно хранить до 7 дней.

Вам понадобится один из перечисленных элементов:

  • гуашь;
  • кухонный набор (какао, куркума, паприка).

А вот рецепт, как раскрасить соленое тесто для лепки для детей младшего возраста:

  • Возьмите ваш краситель, разведите в небольшом количестве воды.
  • Разделите готовое тесто на столько частей, сколько хотите цветов.
  • В шариках теста сделайте луночки, влейте туда красители и еще раз вымесите тесто, чтоб краска равномерно разошлась по всему комочку.

Если вы противник искусственных красителей, или малыш совсем кроха, и вы боитесь, что это небезопасно, используйте «кухонный набор».
Какао даст коричневый цвет, куркума – яркий желтый, паприка – от оранжевого до красного. Если захотите зеленое тесто, прогуляйтесь до аптеки и купите спирулину. Гадость редкая, но говорят, что полезно, и зеленый цвет тесту обеспечен.

Когда у нас уже целая палитра цветов, и ручки чешутся лепить, надо не спешить, а хорошенько подумать, что еще мы не взяли для работы.

Приспособления и материалы

Для изготовления разных поделок из теста для лепки учтите особенности и пожелания детей и запаситесь инструментами для создания настоящих произведений искусства:

  • рабочая поверхность;
  • подставка для готовых изделий;
  • скалка;
  • формочки для печенья или ;
  • ножик для теста;
  • спички и зубочистки (не давайте их в руки малышам младше 3 лет, фактуру поделки лучше делайте сами);
  • паста от ручки (для создания точек);
  • все, что есть рельефного и безопасного, – кружева, колпачки от фломастеров, вилки, ракушки (для создания оттисков на тесте);
  • украшения (крупы, макароны и т. п.).

Скалкой вы будете раскатывать тесто под формочки, ножиком можно вырезать те фигурки, форм которых вам не достает. Спичками, зубочистками и объемными предметами можно делать оттиски и текстуру поделки, украшениями довести поделку до идеала.

Знаете ли вы? Сушить такие поделки можно в духовке при 50-80°С с приоткрытой дверцей около часа. Но лучше всего оставить их сохнуть на воздухе на 3-4 дня.

Когда поделки высохнут, их можно будет разрисовать, если они однотонные, и вскрыть обычным мебельным лаком. Так и цвета станут ярче, и поделки сохранятся надолго.

Идеи для лепки из теста

Для детской фантазии нет пределов, но на первых порах для лепки из теста можно пользоваться образцами фигурок. Их великое множество, мы перечислим лишь некоторые из них.

Из неокрашенного теста

Можете сделать слепок ладошки.

Можно сделать разнообразные фигурки: звездочки или сердечки.

Из окрашенного теста

Можете сделать елочку. или любые фигурки с помощью формочек для печенья.

Лепим из теста с детьми – видео

На этом коротком ролике подробно, доступно и наглядно показано, как приготовить соленое тесто для лепки с маленьким ребенком. Молодой папа воодушевленно раскрывает плюсы такого теста и демонстрирует, как его правильно замесить.

На этом видеоматериале наглядно показано, как можно смешать разные оттенки из базовых цветов. На видео малышня самостоятельно вылепливает мишку и зайчика при помощи оттисков крышек. Ребята с восторгом лепят разных зверюшек. Рассказывается, по какому рецепту сделано тесто и как его окрасили.

Заключение

  • Лепка из теста – полезное занятие для малышей и их родителей. В процессе сознания соленых фигурок, или, как их еще называют, мукосолек, может поучаствовать вся семья.
  • Для малышей лучше использовать простые фигурки, а ребятам постарше можно предложить делать настоящие вещи – бусины для браслетов и ожерелий, кулоны, небольшие коробочки или вазочки, посуду для кукол. При этом украшения с удовольствием будут лепить и девчонки для себя, и мальчишки – в подарок маме или бабушке.
  • А вы уже пробовали лепить с малышом из соленого теста?

Какие фигурки вы уже сделали? По какому рецепту готовили тесто? Какое вам понравилось больше? Чем вы окрашивали тесто? Если у вас есть свой рецепт такого теста или идеи по изготовлению всевозможных фигурок – делитесь ими с нами в комментариях!

Помогать детям развиваться – вот первоочередная задача каждого современного родителя! К счастью, сегодня к вашим услугам огромное разнообразие разных материалов, методических приемов и средств, способствующих гармоничному и полноценному развитию ребенка. Лепка – это занятие, заниматься которым с малышом можно чуть ли не с самого рождения!

Что нужно знать о тесте

Тесто – это невероятно пластичный, мягкий и нежный материал, из которого можно вылепить совершенно разные фигуры и целые композиции. Тесто не испачкает руки, как обычный пластилин. Если его правильно приготовить, оно не будет крошиться, не растрескается и его можно будет сохранить на протяжении длительного времени.

При работе с этим материалом вам не понадобятся особые инструменты или материалы. Соленое тесто любит, когда его готовят собственными руками. Если по какой-то причине вам не удалось приготовить тесто самостоятельно, сегодня в магазинах можно легко найти готовое соленое тесто, окрашенное в многочисленные оттенки.

Конечно, ребенок до 1,5-2 лет не сможет самостоятельно вылепить полноценную фигурку, однако тут важен не результат, а сам процесс. Сядьте вместе с малышом, позвольте ему быть вашим персональным помощником, ведь для него совместное творчество с вами – это наивысшее счастье!

Лепка из соленого теста – лучший тренажер для развития мелкой моторики!

originalnie-podarki.com

Почему детям полезно лепить из теста?

Тесное сотрудничество с тестом для лепки позволяет малышу развивать мелкую моторику, которая, в свою очередь, способствует быстрому и качественному развитию речи. Кроме того, лепка благотворно сказывается на нервной системе в общем.

Во-первых, соленое тесто, приготовленное самостоятельно, полностью лишено каких бы то ни было химических добавок и консервантов, вредных для здоровья малыша.

Во-вторых, оно гораздо более мягкое и пластичное, не пристает к рукам так, как пластилин, не пачкает одежду и при правильном приготовлении не будет крошиться.

Для самых первых шедевров маленького скульптора вполне хватит небольшого количества муки и соли грубого помола, чтобы при добавлении горячей воды получилась крутая масса. Хотите разнообразить творчество и произвести на ребенка еще больше впечатления? Добавляйте в массу натуральные красители (сок свеклы, кофе, морковный сок или гуашь), и тогда радости маленького мастера не будет предела!

Лепка из соленого теста для маленьких детей 1,5-2-х лет

Есть определенный комплекс упражнений, которые будут под силу даже самым маленьким художникам 1,5-2-х лет. В этом возрасте можно предложить ребенку потыкать пальчиком в кусок теста, похлопать по нему всей ладошкой, пропустить тесто сквозь пальчики, расплющить кулаком или ладошкой, размазывать пальцами по бумаге или по руке родителя, отщипывать маленькими кусочками, а потом опять прикреплять к общему кому.

Если моторика малыша уже немного развита, можете предложить ребенку катать из теста колбаски и колобки (можно катать как одним пальчиком, так и всей ладошкой), а получившийся колобок или колбаску порезать тупым ножиком для лепки. Кроме того, готовые колобки и колбаски можно плющить пальцем или всей ладошкой.

Чтобы ребенку было более интересно выполнять эти простые задания, сам процесс лепки можно обыграть по следующим сценариям (так процесс приобретет форму игры, инсценировки сказки):

Обыгрываем лепку «колобков». Мама может слепить лисичку, а на нос посадить ей созданного ребенком колобка. При помощи зубочистки можно дополнить его глазками и ротиком. В процессе можно рассказывать сказку. Если малыш не любит эту сказку, слепите корзинку, а ребенок пусть катает для нее колобки-яблочки, апельсины, помидоры, ведь всем этим можно угостить папу или любимую игрушку. Также можно слепить колобки-снеговики, мячики, составить из нескольких шариков гусеницу, повесить слепленные новогодние шарики на елочку. Кстати, елочку можно как слепить из теста, так и нарисовать на бумаге, а прикреплением шариков пусть займется малыш.

Обыгрываем лепку «колбасок». Колбаска может стать веревочкой, сосиской для кошки, любопытным червячком или змейкой. А если соединить оба конца колбаски, получим колечко, бублик. Избубликом можно соорудить целую связку угощений для гостей. Если скатать колбаску спиралькой, у нас получится розочка или улитка.

Печем «блины» из колобков. Расплющивая маленькие колобки, можно показать ребенку, как получается блинчик. Также из колобков прекрасно получается тарелка, шляпка для гриба, пицца. Положив несколько блинов друг на друга, можно сделать торт, украшением для которого может стать фасоль, горох, а спички станут праздничными свечками.

Лепка из соленого теста для маленьких детей: совместные поделки

Вы с малышом уже накатали целую «кучу» колобков и колбасок? Прекрасно! Самое время соорудить что-нибудь эдакое…

Нарисуем или приклеим на лист бумаги птицу, дорисуем к ней кормушку. Птичка голодная, не хочет ли малыш ее накормить? Здесь можно катать колобки (как зерно), отщипывать кусочки теста от основного кома (как от хлебушка) и прикреплять к кормушке.

Нарисуем на листе полосатую рыбку. Объясним ребенку, что рисунок будет еще более красивым, если на место полосок он приклеит на рыбку колбаски.

Пласт теста раскатаем в блин толщиной 5-7 мм. Пробуем вырезать из него формочками для печенья разные фигурки. Катаем второй пласт, вырезаем из него квадрат или круг. Простой водой приклеиваем фигурки на квадратный или круглый пласт, а ребенок помогает вам делать орнамент. Когда тесто полностью высохнет, разукрашиваем поделку гуашью.

Рисуем на листе бумаги простую фигуру (квадрат, треугольник). Предлагаем ребенку вместе с вами прикрепить по контуру колобки или колбаски. А можно попросить его просто замазать внутреннее пространство фигуры тестом.

Берем разные мелкие предметы, кладем раскатанный пласт теста перед ребенком и предлагаем ему сделать на нем отпечатки. Для этого можно брать ключи, листочки, монетки, мелкие игрушки, вилку и пр.

Соленое тесто применяется для занятий с детьми. Из упругой массы можно создать разнообразные фигуры и формы. Работа с пластичной массой помогает развивать воображение, моторику, абстрактное мышление. Создание поделок из соленого теста своими руками увлекательное занятие, мастер классы помогут создать шедевр.

Для создания пластичного теста лучше выбирать пшеничную муку высшего сорта. В ней не должны присутствовать примеси и дополнительные компоненты. Другие разновидности муки не позволят добиться необходимых характеристик теста, например, мука для блинов будет увеличиваться в объеме, из муки грубого помола получится неоднородное тесто.

Для получения однородного соленого теста для тестопластики муку стоит предварительно просеять.

Температура воды и ее влияние на тесто

Необходимо учитывать влияние температуры воды на частицы муки для тестопластики. Наилучшее набухание муки и растворение кристаллического сырья происходит при повышенных температурах. Чем выше температура теста, тем быстрее происходит процесс дегидратации сахаров, а также увеличивается частота взаимодействия между молекулами белка, крахмала и воды.

Пластичности солёного теста можно добиться при температуре сырья от 18 до 25 °С. Упругопластичное тесто получается в результате полного набухания белков муки, при температуре воды 38-40°С. Для создания однородной массы важен процесс замешивания. Чем лучше качество муки и выше содержание клейковины, тем длительнее замес.

При смешивании муки, воды и соли в однородную массу, ускоряется процесс растворения кристаллического сырья и набухания коллоидов муки. Перемешивание ускоряет процесс образования в тесте клейковины, поэтому вымешивать тесто стоит длительное время, до получения пластичной и упругой массы.

Пошаговая инструкция приготовления теста

При наличии муки, соли и воды, можно создать разнообразные поделки из соленого теста своими руками. Мастер классы помогут выбрать поделку любой сложности. Для создания теста для лепки нужны простые и недорогие продукты. Известны различные рецепты соленой пластичной массы, по которым можно приготовить тесто, отличающееся по свойствам.

Разные виды теста позволяют лепить простые и сложные элементы , мелкие детали или настоящие шедевры. При добавлении различных ингредиентов, свойства пластичного теста могут меняться.

Плотное тесто

Для плотного теста понадобится:

Плотность соли выше плотности муки, следовательно, соль занимает в 2 раза меньший объем, чем мука. При создании теста без использования весов брать, например, 1 ст соли и 2 ст муки.

Рецепт:

  1. Смешать мелкую соль и муку.
  2. В сухую массу постепенно влить воду.
  3. Вымешивать тесто до формирования однородной плотной массы.

Данная разновидность солёного теста подойдёт для лепки простых фигур без мелких деталей. Такое тесто используется для занятий с маленькими детьми, которые не умеют создавать сложные поделки. Геометрические фигуры, простые детали, например, снеговика, рыбу, сердце легко можно создать с ребенком из плотного теста.

Второй вариант:

  • 200 г муки;
  • 400 г соли;
  • 125 мл холодной воды.

Также соединить ингредиенты и замесить тесто. Масса для лепки должна быть упругой, пластичной и не должна липнуть к рукам. Крепкое тесто используется для лепки фигур больших размеров. С помощью плотного теста можно лепить и одновременно изучать с ребенком фигуры и формы, а при добавлении в массу красителей можно познакомиться с цветовой гаммой.

Тесто средней плотности

Ингредиенты:

  • мука 400 г;
  • соль 200 г;
  • теплая вода 125 мл;
  • клей ПВА 50 мл.

Выполнение:

  1. С помощью миксера соединить муку с теплой водой и солью.
  2. Добавить к полученной массе клей.
  3. Вымешать тесто до однородности.
  4. Скатать в шар, накрыть полиэтиленом и отправить в холодильник.

Второй вариант пластичного соленого теста:

  • мука 200 г;
  • соль 200 г;
  • вода 125 мл;
  • крахмал 1 ст л.

Выполнение:


Из соленого теста средней плотности можно создавать поделки с мелкими деталями, например, цветы, фигуры животных, героев мультиков. Можно изготовить поделки для тематической выставки, декор для новогодней елки. Изделия станут ярче, если добавить в тесто краситель, жидкий или порошкообразный. Играть и лепить из цветного теста детям намного интереснее.

Мягкое тесто

Необходимые продукты:

  • мука 200 г;
  • соль 150 г;
  • теплая вода 50 мл;
  • растительное масло 5 ст л.

Выполнение:

  1. В теплой воде растворить соль.
  2. Добавить оставшиеся ингредиенты.
  3. Замесить однородное тесто.

Мягкое тесто без соли:

  • мука 200 г;
  • вода 200 мл;
  • растительное масло 1 ст л.

Выполнение:

  1. Воду и масло добавлять в муку небольшими порциями.
  2. Получившееся тесто тщательно вымесить.

Мягкая масса без соли используется для занятий с детьми от года и старше.

Из теста получатся крупные и мелкие фигуры для различных поделок. Для солёного теста лучше выбирать соль, состоящую из мелких частиц, йодированная соль не подойдёт, ее крупные частицы плохо растворяются, и масса получается неоднородной. Хранить тесто в пакете или в контейнере. При испарении влаги тесто покрывает корочка, которая при создании поделок может испортить вид изделия.

Главные принципы лепки объемных фигурок

Разнообразные поделки можно сделать из соленого теста своими руками, мастер классы помогут научиться правильно лепить, и придумать свой шедевр.

Основные принципы лепки:

  1. Из готового солёного теста раскатать пласт необходимой толщины.
  2. Вырезать необходимые фигуры.
  3. В зависимости от того, какую поделку нужно сделать, соединить детали. Чтобы детали лучше соединялись, можно смочить их водой.
  4. Получившуюся поделку можно украсить бусинами, стразами, пайетками, окрасить в нужный цвет.
  5. Высушить поделку можно в духовке или же дать изделию высохнуть самостоятельно.
  6. После высушивания изделия, его можно покрасить или покрыть лаком.

Изготовление поделок своими руками

Денежная рыба

Выполнение:


Ангел на 14 февраля

Выполнение:


Веселый кот из соленого теста

Выполнение:


Танк на 23 февраля

Выполнение:


Лепка цветов

Выполнение:


Симпатичный ёж

Выполнение:


Веселый гриб-боровик

Гриб из теста слепить не сложно:


Мастер классы лепки с детьми

Лепка сердечка для детей

Слепить поделку из соленого теста в виде сердца своими руками довольно просто, мастер класс описывает последовательность действий:


Лепка снеговика для детей

Выполнение:


Снеговик подойдет для тематической новогодней поделки в детский сад.

Лепка веселого человечка для детей

По этому принципу можно слепить человечка или животное:


Получится довольно веселый сувенир или игрушка.

Такую поделку можно подарить или представить на выставке.

Лепка бабочки для детей

Выполнение:


Чем украсить поделку

Для поделок из соленого теста, созданных своими руками можно использовать различные продукты, которые имеются в каждом доме, на примере мастер классов можно в этом убедиться. Лепка из соленого теста является одним из наиболее доступных и недорогих видов творчества.

Для украшения поделок из соленого теста подойдут любые предметы:

  • бусины, бисер, стразы, пуговицы, крупы, зерна, их нужно вдавить в тесто или приклеить;
  • зерна кофе;
  • спички и шпажки;
  • мелкие фигуры и детали из соленой массы;
  • нитки, ими можно обмотать изделие;
  • ветки деревьев.

Все, что понадобится для создания поделок складывать в коробочку. Не стоит выбрасывать сломанные мелкие детали от игрушек, украшений, все это пригодится для создания поделок.

Высушивание поделок

Поделки из соленого теста, сделанные своими руками должны иметь завершенный вид, мастер класс поможет узнать, как высушить готовое изделие.

Высушить изделие можно двумя способами:

  1. Естественная сушка при комнатной температуре . Время, которое потребуется для высыхания зависит от толщины изделия, чем тоньше поделка, тем быстрее она высохнет. Сушить поделку нужно в сухом месте. При естественном высыхании в месте соприкосновения поделки с поверхностью стола появляются углубления поэтому, при таком способе высушивания, изделие можно периодически переворачивать. Для высыхания 1 мм толщины поделки требуется один день сушки. Изделие лучше положить на освещённое место.
  2. Сушка в духовке . Точно определить время высыхания поделки в духовке сложно, многое зависит от индивидуальных особенностей техники и выбранного режима. Например, в некоторых видах духовых шкафов сушка изделия может занять 1 час при 100 градусах. Высушивание изделия в электрической духовке занимает в 2 раза больше времени, чем в духовке газовой плиты. Сушить поделку 30 мин, затем дать остыть около 3 часов. Если изделие высохло частично, отправить сушиться еще на 30 мин, и так пока поделка не высохнет целиком.

Раскрашивание фигур из соленого теста

Поделку можно раскрасить полностью или покрасить отдельные части изделия. Для этого подойдут акриловые краски, которые после высыхания не растекаются. Акварельные краски смешивать с небольшим количеством воды, после высыхания их можно закрепить лаковым покрытием. Это добавит изделию блеск. Можно использовать прозрачный лак, лак с блестками или другой.

Также для окрашивания поделок подойдет лак для покрытия ногтей . При окрашивании гуашью, необходимо смешать краску с клеем ПВА. На готовую поделку можно нанести прозрачный лак, чтобы придать блеск. Соленое тесто легко сделать цветным, добавив в него пищевой краситель.

В кусочке теста сделать углубление, добавить в него жидкий краситель, затем вымешивать тесто до тех пор, пока цвет не станет однородным. При использовании порошкового красители, его предварительно растворить в капле растительного масла. Окрашивать можно высушенное и полностью остывшее изделие.

Цветное соленое тесто не уступает по качественным характеристикам тесту для лепки, которое можно купить в магазине.

Создание поделок из соленого теста своими руками поможет провести время интересно, а мастер классы подскажут, какую фигуру слепить из теста. Во время таких занятий можно учиться, развивать воображение, моторику, мышление, но самое дорогое – это время, проведенное вместе с ребенком.

Дети любят лепить и возиться с тестом, возможно поделка получится не сразу, но занятия с соленым тестом помогут повысить мастерство и добиться хороших результатов.

Видео: поделки из соленого теста своими руками. Мастер классы

Как слепить цветок из соленого теста, смотрите в видео-ролике:

Как делать поделки из теста, узнайте в видео-ролике:

Пользу и достоинства соленого теста в арсенале увлеченной мамы сложно переоценить. Прежде всего – это его экологичность. Тесто состоит из натуральных компонентов, поэтому случайное попадание в рот к малышу не вызовет у мамы лишних переживаний.

Простота изготовления и доступность ингредиентов делают соленое тесто универсальным с ребенком и развития мелкой моторики. И что немаловажно – теста получается достаточно много, и его нет необходимости делить по маленькому кусочку (если вы лепите вдвоем), как в случае с пластилином из пачки.

Рецепт теста и красители

Существует много разнообразных рецептов соленого теста. В основном они делятся на два вида:

  • С тепловой обработкой;
  • Без тепловой обработки.
  • 1 ст. муки;
  • 0,5 ст. мелкой соли «Экстра»;
  • 1 ст.л. крахмала;
  • 0,5 ст. холодной воды (из холодильника).

Вначале перемешиваются все твердые ингредиенты, потом порциями добавляется вода и вымешивается тесто. Готовое соленое тесто не пристает к рукам.

Массу для лепки можно оставить естественного цвета или добавить краситель в процессе замеса. Если вы хотите сделать соленое тесто разноцветным, то разделите готовое тесто на несколько частей, добавьте необходимый краситель и еще раз хорошо вымесите (мы воспользовались последним вариантом).

Красители вы можете использовать:

  • пищевые (для окраски пасхальных яиц);
  • натуральные (кофе или какао дают разные оттенки коричневого, паприка – оранжевый, спирулина (БАД, продается в аптеке) – зеленый, куркума – желтый цвет).

Тесто получилось мягким и эластичным. Такой состав подойдет для лепки плоских и полуобъемных фигур (например, слон, которого мы слепили, через 10 минут начал «расплываться», а ежик замечательно сохранил свою форму). Из минусов – после лепки на руках остается пудра от муки и соли, в отличие от теста, приготовленного горячим способом.

Материалы и приспособления

Конечно же, вы можете обойтись только соленым тестом и замечательно полепить с малышом. Однако, следующие материалы помогут вам существенно разнообразить ваши занятия.

Для придания формы можно использовать:

  • Формочки от печенья;
  • Пасочки из песочницы (предварительно их помыв);
  • Крышки разных диаметров;
  • Самостоятельно изготовленные трафареты из картона (подготавливают трафареты частей рисунка по принципу после чего прикладывают их к раскатанному тесту и обрезают по контуру детским ножом или стекой).

Для придания рельефа и создания всевозможных отпечатков пригодятся:

  • Кружево бумажное и текстильное;
  • Колпачки от фломастеров;
  • Сверло (лучше не новое с затупленным концом);
  • Вилка;
  • Коктейльная трубочка (удобно делать отверстия в подвесках или ажурные кулоны);
  • Палочки разного диаметра;
  • Рельефные растения (можжевельник, листья клёна);
  • Ракушки.

Для украшения поделок подойдут:

  • Макароны разных форм;
  • Крупа (фасоль, горох, нут);
  • Семена растений (арбуза, подсолнечника, тыквы);
  • Приправы (черный перец, гвоздика);
  • Пуговицы и бусины.

Кроме того, для поделок пригодятся: скалка, чеснокодавка и маникюрные ножницы

Идеи поделок из соленого теста с детьми

Теперь посмотрим, что можно сделать с ребенком, используя вышеназванные материалы.

Отпечаток ладошки

Многие родители на годик ребенка делают гипсовый слепок или отпечаток ручки/ножки крохи на память. То же самое можно сделать из соленого теста.

Раскатываем слой толщиной 1-1,5 см, с помощью небольшой миски вырезаем круг подходящего диаметра, прикладываем ручку малыша и помогаем хорошо прижать к тесту.

Сбоку делаем надпись: дату или возраст малыша и отправляем на сушку.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Кулоны и подвески

Раскатываем тесто и выдавливаем круг подходящего диаметра. Вместе с ребенком заполняем круг различными материалами для украшения.

Другой вариант: на раскатанной поверхности делаем всевозможные отпечатки, а потом понравившийся участок вырезаем с помощью формочек для печенья.

Когда все предварительные работы окончены, коктейльной трубочкой формируем отверстие для подвешивания и сушим.

Для того чтобы сделать ажурную подвеску, аккуратно дырявим тесто коктейльной трубочкой, в конце слегка ее проворачивая, чтобы тесто осталось в трубочке.

Сова

Простая поделка, с которой справится ребенок от 3 лет. Раскатываем тесто толщиной 0,5-1 см. и вырезаем круг. В нижней части с помощью колпачка от фломастера делаем полукруги – оперение совы. Далее загибаем к центру два полукруга – это крылья и сверху загибаем маленький полукруг — голова совы. Делаем глаза, надавливая закрытой частью колпачка на соответствующие места и стекой формируем рот совы. Пальцами корректируем маленькие ушки в месте наложения полукругов. Сова готова!

Ёжик

Для этой поделки нам понадобятся маникюрные ножницы и черный перец для глаз. Катаем шар, после чего немного вытягиваем одну из его сторон, формируя мордочку ежа. С помощью маникюрных ножниц делаем треугольные надрезы по всей поверхности будущей «шубки», в конце немного поднимая тесто вверх – это иголки ежа. Из черного перца делаем глаза и носик ежу. Наш лесной зверь готов!

Гусеница и улитка

Это поделки для самых маленьких. Для улитки раскатываем две колбаски: одну длинную узкую, вторую короткую, но толстую. Узкую сворачиваем спиралью, формируя домик улитки и ставим на толстое основание. Глаза делаем из черного перца, а рожки из маленьких колбасок.

Для гусеницы катаем толстую колбаску и несколько шариков. Шарики располагаем на колбаске, придавливая их палочкой или обратной стороной кисточки. Этой же палочкой надавливаем по боковым поверхностям гусеницы и вставляем глазки – горошины.

И напоследок, вдохновение для нерешительных мам, которые откладывают занятия лепкой из соленого теста из-за сомнений по поводу того, что они . Даже если результатом вашего совместного творчества будет вот такой зверь/птица неизвестной породы как на фото ниже — ребенок будет счастлив и станет всем хвастаться своим изделием.

Точки на голове и борозды на хвосте сделаны с помощью вилки. Мелкие шарики закреплены круглой палочкой, а крупные зафиксированы вдавленной фасолью.

Сушка изделий и их раскрашивание

Если ваш ребенок не стремится сразу же разобрать поделку, и вы решили ее сохранить, то высушить изделия из соленого теста можно двумя способами:

  1. Естественная сушка . Поделку оставляют в комнатных условиях, и она самостоятельно сохнет по 1 мм в день.
  2. Сушка в духовке . Такие поделки стараются лепить на фольге, чтобы при переносе изделие не деформировалось. Кроме того использоваться должны только натуральные материалы (без пуговиц, бусин и т.д.) Поделку помещают в духовку на 1 час при температуре 50 градусов. Если поделка объемная, то чередуют периоды сушки в духовке и в естественных условиях.

Если вы изначально лепили из неокрашенного теста, а потом захотели покрасить поделку, то делать это можно только после полного высыхания, иначе краска потрескается.

О том, как слепить корзинку с грибами, вы узнаете из этого видео:

А вы пробовали лепить из соленого теста? Расскажите в комментариях?