В каких странах госмонополия на алкоголь. Монополия на водку в россии. Основная идея винной монополии

Последние годы в нашей стране на разных уровнях вновь бурно обсуждается вопрос об очередном введении полной государственной монополии на производство и продажу водки. Совсем недавно глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко прямо заявил, что в России данная отрасль не должна существовать вне жесткого централизованного контроля. Только так можно свести к минимуму ущерб - материальный и человеческий. Те, кто помнит алкогольный беспредел первой половины 1990-х, вряд ли с этим не согласятся.

Идея госмонополии родилась не вчера. Ее не раз вводили и отменяли на протяжении последних пятисот лет. Что традиционно стояло за таким решением: интересы казны, забота о здоровье собственного народа, стремление регламентировать рыночные отношения или что-то иное? Мы решили познакомить наших читателей с краткой историей вопроса.

Доподлинно неизвестно, кто и когда впервые получил спирт путем перегонки. Скорее всего тайну превращения браги в дистиллят открыли в IX веке арабские ученые. В Европе их успех сумели повторить только в XIV столетии. В 1333-1334 гг. некий Арнольд да Вилланова, алхимик из Монпелье, в результате длительных экспериментов понял, как извлечь «душу из вина». Крепкую, маслянистую, с резким запахом жидкость, которая капала из примитивного перегонного куба, он так и назвал - spiritus vini. Его потомки предпочитают именовать ее aqua vitae, "водой жизни".

Спустя всего полвека аквавит впервые попал на Русь: в 1386 году генуэзское посольство, следовавшее из Кафы (Феодосия) в Литву, презентовало его при дворе владимирского князя. Напиток посчитали очень крепким, годным к употреблению только в качестве лекарства, да и то лишь в разбавленном виде. Кто бы мог подумать, что идея смешать спирт с водой, высказанная походя, окажется поистине революционной? Но еще важнее другое - продукт, что называется, оказался в нужное время в нужном месте.

На рубеже XIV и XV веков в России начался экономический подъем. Бурно развиваются ремесла и торговля. В сельском хозяйстве совершается переход к трехполью, что позволило получать существенно более высокие урожаи зерновых. Появились излишки, которые можно было пустить на производство «хлебного вина». Между 1448 и 1478 гг. винокурение превратилось в самостоятельную отрасль производства. Строго говоря, это был первый массовый промышленный продукт эпохи развития товаро-денежных отношений. Его продажи приносили колоссальную прибыль, потому что цена конечного продукта в десятки и даже сотни раз превосходила стоимость исходного сырья С другой стороны, интенсивно идет «собирание земель» вокруг Москвы, а борьба с татаро-монгольским игом вступает в завершающую фазу. Потребности казны резко возросли. Нужно было искать новые надежные источники ее пополнения. И они были найдены.

Около 1478 году впервые начала вводиться монополия на винокурение - сначала в отдельных городах, потом в целых областях. Этот процесс растянулся на несколько десятилетий. Хлебное вино постепенно запретили продавать в частных лавках и на постоялых дворах (корчмах). Зато его без труда можно было найти в специальных государственных питейных заведениях - в царевых кабаках и на кружечных дворах, подконтрольных представителям царской администрации. Поначалу водку делали в монастырях, но в течение XVI века ее производство и продажа полностью сосредотачивается в руках кабацких голов, их помощников и целовальников. Эти люди фактически осуществляли госмонополию, однако за ними никакого контроля не было. Если чиновники сдавали деньги «с прибылью против прежнего», претензий к ним не возникало. Излишне говорить, что в этой среде процветала страшная коррупция, взяточничество и воровство.

Кабацкие головы беззастенчиво разбавляли водку и нисколько не заботились о ее качестве, но цену держали жестко. Реально они превратились в откупщиков, извлекая сверхдоходы, держали частные кабаки, охотно отпускали водку в долг, постепенно закабаляя «питников». В середине XVII в. это привело к серии городских восстаний, которые остались в истории под именем «кабацких бунтов». Мятежи ремесленников и торговцев сопровождались страшными погромами, поджогами и убийствами. Сила народного гнева была столь внушительна, что царь Алексей Михайлович в 1652 году специально созвал Земский собор, чтобы реформировать питейное дело на Руси. Так появилась вторая монополия. Откупа запретили, нелегальные кабаки закрыли, кабацкие долги обнулили, штат чиновников перетрясли. К 1681 году восстанавливается казенное производство водки. Некоторые дворяне имели разрешение на винокурение, но должны были сдавать спирт государству. Продукцию хранили на государственных складах под вооруженной охраной.

Превращение Русского царства в Российскую империю, многочисленные войны за выход к морям, строительство флота, основание новых городов и широкие преобразования во всех сферах общественной жизни начала XVIII в. вновь поставили перед правящей властью вопрос о доходах казны. В 1705 году Петр ввел третью монополию - на десять лет восстановил систему откупов. Доведя крестьян до истощения, он восстановил свободу винокурения и обложил производство «хлебного вина» налогом. Такое положение вещей сохранялось до воцарения Екатерины II.

Немецкая принцесса прекрасно понимала, кому она обязана императорской короной - в 1765 году она даровала дворянам исключительное право на винокурение, одновременно освободив его от налогов. Остальные сословия должны были покупать водку, произведенную на казенных предприятиях. К концу XVIII столетия вновь возрождается система откупов. Строго говоря, она никогда полностью не исчезала, поскольку была выгодна государственной власти.

На протяжении XIX века предпринималось несколько попыток восстановить государственную монополию. В 1819 году на целых семь лет производство водки и ее оптовую продажу сосредоточили в руках государства, а розницу отдали частникам. Но последние быстро вернули свои потери откровенным воровством и фальсификациями. Николай I, едва взойдя на трон, упразднил монополию и восстановил откупную систему. Александр II в 1863-м попробовал ввести акцизный сбор, но тот не «прижился». Стоимость продукта резко снизилась, а, следовательно, упали доходы казны. С другой стороны, ухудшилось качество водки, а размах пьянства принял катастрофические маштабы.

Очередную монополию ввел последний русский император в 1894 году. Реально она заработала только после 1906-го и действовала до 1914-го. Для ее разработки собрали специальную комиссию, в которую входили виднейшие ученые во главе с Д.И. Менделеевым, а также государственные мужи и опытные юристы. Строго говоря, это была первая последовательная реформа, а не разовое властное действо. Был разработан строгий стандарт качества водки с учетом новейших производственных технологий, научных открытий и достижений в области гигиены. От винокурения и торговли водкой последовательно отстранялись частные лица, а сама торговля ограничивалась во времени. Высокое качество официального продукта при доступной цене резко снижало экономическую выгоду самогоноварения. С другой стороны, активно пропагандировалась новая культура потребления. В водке начинают видеть не столько средство быстрого и сильного опьянения, сколько рациональный элемент застолья: продукт, который следует употреблять в ограниченных количествах и непременно с едой.

Массовое пьянство в России постепенно пошло на убыль. Сократилась смертность от алкогольных отравлений. При этом доходы казны выросли с 11% (85 млн рублей в 1900 г.) до 22,1 % (750 млн рублей в 1913 г.). С началом Первой Мировой войны водку запретили продавать. Большевики, придя к власти, на несколько лет продлили запрет. Тем не менее, с 1924 года они возвращаются к николаевской водочной реформе. С небольшими изменениями она действовала до 1992-го. На протяжении всей советской истории водочная монополия оставалась одной из важнейших статей пополнения государственного бюджета. По некоторым данным на нее приходилось до 30% всех поступлений от торговли продовольствием.

Первый президент России Борис Ельцин, вскоре после прихода к власти, отменил ее на год. Доходы казны упали до 2%! Однако самое страшное заключалось в другом. Произошел колоссальный всплеск самогоноварения и рост массового пьянства. В страну хлынул поток откровенного фальсификата. В разы выросла смертность от алкогольных отравлений некачественным продуктом. Катастрофические последствия этого решения нам приходится расхлебывать до сих пор. В 1993-м непопулярное решение отменили. Восстановлены некоторые госструктуры, осуществляющие контроль за водочной монополией. Сегодня государство предпринимает серьезные усилия для борьбы с нелегальным рынком. Однако эта работа еще весьма далека от своего завершения.

PS. В конце июня на встрече с журналистами первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева заявила буквально следующее: "Одной из доходных статей федерального бюджета могла бы стать монополия на производство и продажу алкогольной продукции. Экономические и коммерческие интересы, связанные с контролем производства и продажи алкоголя, должны быть подчинены интересам здравоохранения и социальной политики". Разумеется, эти слова не являются личной позицией представителя правящей партии. Несколькими днями ранее на встрече Владимира Путина с лидерами парламентских фракций спикер Госдумы Борис Грызлов прямо предложил ввести госмонополию на производство спирта. Премьер-министр Российской Федерации идею, в целом, поддержал, но оговорился: "Нужно внимательно отследить, чтобы при переходе на акциз на спирт не было повышения цен на все спиртосодержащие товары". Очевидно, принципиальное решение уже принято, а звучащие с телеэкранов высказывания первых лиц государства являются всего лишь частью необходимой информационной кампании. Очередная госмонополия, безусловно, позволит наполнить казну. Но оздоровит ли она нацию? История вопроса показывает, что для государства это никогда не было приоритетом.

Комментарии (21)

User | 22/07/2009

Давно пора! Если не наладить строгий контроль за качеством, то можно с генофондом нации окончательно попрощаться. Но все как всегда зависит от того КАКИМ образом будет вводиться госмонополия. Есть прекрасный "советский" опыт по регулированию качества в сочетании с разнообразием цен. Можно конечно ценообразованием бороться с подделкой и контробандой. Но есть еще и коррупция и мощнейшее лобби частных производителей типа Жириновского и Брынцалова. Бог в помощь.

Sergey | 22/07/2009

Поддерживаю идеи ввести госмонополию на все виды алкогольных изделий. Алкоголь должен быть под контролем, впрочем как и употребляющие его люди.

Гоба | 22/07/2009

Запретить вообще продажу алкоголя! сколько молодых реальных поцанчиков эта дрянь сгубила.

Oleg | 22/07/2009

Sergey | 22/07/2009
А кто контролировать-то будет? А этих контролеров кто контролировать будет?
И насчет употребляющих людей - слышу в ваших словах ностальгию по ГУЛАГу!

User | 22/07/2009
Есть прекрасный "советский" опыт по регулированию качества в сочетании с разнообразием цен

Это вы политуру имеете в виду? Или тормозную жидкость? Или тройной одеколон? Советский опыт регулирования обернулся катастрофой при Горбачеве. Спросите Sergey`а - ему это уже объясняли)))

ххх | 22/07/2009

Гоба | 22/07/2009
Запретить вообще продажу алкоголя! сколько молодых реальных поцанчиков эта дрянь сгубила.

Поцанчикам туда и дорога

гаганов | 22/07/2009

производство и продажу алкоголя - под строгий контроль государства. Практика показала, что любой продукт, произведённый в воровской стране частным образом, либо теряет в качестве, т.к. многие ГОСТы подменены ТУ, либо, обрастая посредниками, сильно увеличивается в цене. Я бы ещё запретил рекламу пива и табака.Посмотрите на нашу молодёжь - она дохлая -по результатам призыва 30% ребят не призваны в армию!

Oleg | 22/07/2009

гаганов | 22/07/2009
производство и продажу алкоголя - под строгий контроль государства.

А как вы себе представляете контроль? Каковы его механизмы? И самое главное - кто это будет делать?

Immo | 22/07/2009

Под контроль, однозначно

Jaffe | 22/07/2009

Immo | 22/07/2009
Под контроль, однозначно

Это мне напоминает "Собачье сердце" Булгакова, диалог Шарикова и профессора Преображенского:
- Читал я переписку Энгельса с этим, как его... с Каутским.
-И что же?
-А не согласен я.
-С Энгельском или с Каутским?
-А с обоими.
-Так-так, интересно. И что же вы предлагаете?
-А взять все и поделить!
-Вот! Этого то я и боялся! Зина! Переписку Энгельса с этим, как его... В печку ее!

Монополию нужно вводить не на производство, а на реализацию алкоголя. Есть хороший опыт скандинавских стран (Финляндия, Швеция). Конечно сложно представить, что у нас будут государственные магазины уровня финского Alko: в России будут и очереди, и маленький ассортимент и коррупция, но без ограничений нам не выжить.

Oleg | 22/07/2009

KG | 22/07/2009
Монополию нужно вводить не на производство, а на реализацию алкоголя.

Мы это уже проходили и не раз. Кончалось всегда плохо. Введение госмонополии преследует только одну цель - централизовать финансовые потоки и перенапраить их в казну.
Проблема не в том, чтобы контролировать реализацию, а в том, как ликвидировать нелегальный рынок, который бурно расцветает в условиях запрета (самогоноварение, фальсификат, нелегальный импорт и т.д.). Именно некачественный нелегальный алкоголь несет основную опасность.
И второй вопрос - кто будет контролировать алкогольный рынок и кто будет контролировать контролеров?
У вас есть ответы?
Я и других спрашивал - молчат...

Я сам очень не люблю слово "монополия", особенно если монополия государственная, но ограничения

Нужны, а государственные магазины видятся мне наиболее приемлемой схемой. Здесь можно максимально

Разграничить ответственность, не размазывать ее между производителями, продавцами, чиновниками и

Другими заинтересованными лицами. Производитель может производить все, что угодно, но продавать

Может это либо государству, либо экспортировать, в ином случае отвечает перед законом (не перед

Чиновником). Гос.сеть магазинов отвечает за качество продаваемого у них алкоголя и ограничения при

Продаже, и то, и другое устанавливается законом. Естественно, при госзакупках будет коррупция, так что и чиновники будут довольны.
Во всех северных странах Европы есть значительные ограничения по продаже алкоголя. Россия в плане

Пристрастия к горячительным напиткам совсем не уникальна (финны и шведы пили бы точно не меньше,

Чем русские, если бы у них не было жестких ограничений), уникальна наша свобода в этой сфере.

oks | 23/07/2009

а кто нибудь подумал? сколько в итоге останется без работы людей? и сколько опять появится дряни, типа самогона,фальсификата и т.д.?

Oleg | 23/07/2009

KG | 22/07/2009
Я сам очень не люблю слово "монополия",

В том что вы говорите, безусловно, есть много правды. Но также есть много всяких "но". Сухой заклн в Финляндии, государственные магазины в Швеции... Вы не учитываете фактор территории. Финляндия по площади немногим больше Московской области. ну хорошо, пусть вместе с Тульской)
На такой территории можно установить более или менее эффективный контроль.
А теперь представьте огромное пространство от Нижнего Новгорода до Владивостока. Там и сегодня трудно со снабжением, не хватает государственных магазинов. В Сибири далеко не всегда можно достать легальную, акцизную, более или менее качественную водку. Вот люди и пускаются в различные алкогольные эксперименты.
А теперь представьте, что ввели госмонополию на продажу спиртного. Сибирь и Дальний Восток превратятся в один большой самогонный аппарат во всеми вытекающими негативными последствиями.
Теперь Кавказ. Сегодня не приходится говорить о сколько-нибудь эффективном контроле этой части страны со стороны федеральных властей. В условиях госмонополии местные кланы и тайпы быстренько наладят широченные каналы черного алкогольного импорта и понастроят заводов по производству "настоящей осетнской водки". Кто их будет контролировать, когда отец делает палево, сын работает в милиции и отца он завсегда прикроет, а брат в местной администрации и т.д.
К чему я все это говорю? Ограничения конечно нужны. Но это джолжен быть целый комплекс очень хорошо продуманных мер. И заниматься этим должны люди с чистыми руками. К сожалению, ни того ни другого в современной России быть не может.
Любая алкогольная госмонополия мгновенно спровоцирует колоссальный рост коррупции на всех уровнях.
как с ней бороться? публично вешать чиновников, как в Китае? ну что вы! Это же так не по-европейски... Это же варварство и дикость. Азиатчина одним словом.

Да уж такая у нашей страны специфика... Отношения между гражданами, государством и законом далеки от совершенства. Но при грамотной организации все возможно. Хотя здесь конечно слишком мало уважают законы и слишком много заинтересованных сторон в сфере алкоголя. К примеру, пиво: качество ужасное, продается практически без ограничений в любое время суток. Даже это не могут урегулировать, хотя производители все крупные и вляиять на них при желании несложно. Так что наверное соглашусь, что для существенных изменений мы еще не готовы, нужно делать все постепенно. Но делать нужно.

Бахтияр | 27/07/2009

Ребят что спорить? Надо с себя начинать...
Я ваще завязал... мне 24 ... отлично себя чувствую, даже странно для меня что такое похмелье сейчас и водка асоциируется только с тем чтоб ранки протирать...
Сами каждый не покупайте эту дрянь и всё, а те кто т.н. "качественным" алкоголем будет упиваться в усмерть тоже сдохнет в болезнях, только позже пьющих тормозуху и т.д.

Nnm | 27/07/2009

Вообще-то, если уж есть такой источник сверхприбыли, то пусть уж он будет у государства - хуже от этого не станет, во всяком случае, вряд ли государство будет выпускать менее качественную продукцию, потому, что это невозможно. Но вот если это будет сделано в таком ключе, как в 80-е годы 20-го века, то есть - не перераспределить сверхприбыль, а взять и ещё цены повысить - типа, куда вы теперь денетесь - сахар тоже подорожает...

Алексей | 30/07/2009

Необходимо срочно вводить "СУХОЙ ЗАКОН", и правительство это очень хорошо понимает, и в 2010 году будет введен такой закон - однозначно, ибо только статистическое употребление достигло 18-25 литров чистого спирта на каждого живущего человека в России в том числе и новорожденного (и эта статистика только государственная, частные алкогольные компании скрывают ее очень тщательно) Дело все в том что через 30-50 лет с такими темпами людей в России вообще может не остаться, а теперь сами думайте, если это выгодно гос-ву то оно будет вводить монополии или как то бороться со спиртом, или нет.... тут все просто, хочешь жить - НЕ ПЕЙ АЛКОГОЛЬНЫЙ ЯД!!! Почитайте проф. Углова, и его работы. А если сами не можете не пить, я от лица правительства вам говорю, будем вам это запрещать! ;-) 2 на 2 = 4
Всем удачи!

Дима | 31/07/2009

Алексей | 30/07/2009
А если сами не можете не пить, я от лица правительства вам говорю, будем вам это запрещать!

А не много на себя берете? Запрещать вы будете своей жене кефир пить. Действительно, пусть углова читает на ночь.
Ну да ладно. Раз уж вы имеете отношение к нашей замечательной власти, может, тогда поделитесь закрытой статистикой алкогольного потребления? Но только со ссылками. А то все эти статистические 25 литров чистого спирта на душу, включая новорожденных, как-то неубедительны. Особенно когда об этом говорят власти:)
Сухой закон может и введут. Но вот это и будет началом конца великого русского народа. Скажите, что будем делать со спиртосодержащей парфюмерией? С алкоголесодержащей химией? Изымем из оборота?
Что будем делать с вареньем (это же идеальное сырье для браги)? Запретим варить?
А черный хлеб будем продавать или нет? А дрожжи?
Народ будет чудовищно травиться, травиться и травиться.
Как это было во времена горбачевской кампании. Все эти песни про спасенные жизни оставьте для своих домашних.
И самый главный вопрос, который уже здесь задавали, Oleg, кажется - а кто будет контролировать исполнение сухого закона? Тоже власть? А что такое власть? Конкретные люди? А что за люди? А кто будет их контролировать?

Nnm | 27/08/2009

Если бы монополия подразумевала перераспределение потоков сверхприбылей в бюджет с контролем качества продукции и разумным снижением цен, то её бы мало кто не приветствовал. Вот загвоздка в "если бы"...

Alexey | 24/11/2010

"Руси есть веселие пити" - отвечал Владимир Сватославич мусульманским проповедникам еще в 10-ом веке от Р.Х. Не вымерла Русь за тыщу лет, ... и еще столе простоит. И лично я заветов предков наших не брошу.
А на счёт госмонополии: лично я за неё хотя бы потому, что денежка моя, за бухло заплаченная, пойдёт не барыге какому-то, который на них яхту себе купит, а в госбюджет, и существует ненулевая вероятность того, что эта денежка на пользу мне или моим близким сработает.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Сергей Юльевич Витте - судьба реформатора

Субтитры

История

В России

Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года . В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия . Она просуществовала 29 лет.

В 1696 году Петр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году , царь ввел свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».

Четвертая монополия была введена (по инициативе министра финансов Сергея Витте) в 1894 году , но в полной мере действовала с по 1913 год . Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.

Монополия распространялась только на водку; все прочие спиртные напитки производились и продавались свободно, но были обложены акцизом (а импортные - еще и ввозной таможенной пошлиной). Монопольные цены на водку были хорошо согласованы со ставками акцизов и пошлин; массовый беднейший потребитель удовлетворялся казенной водкой, а состоятельный потребитель предпочитал все прочие напитки в свободной продаже.

С началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками была запрещена.

Пятая монополия на алкоголь была введена в январе 1924 года . В 1985 году , незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.

7 июня 1992 года президент России Борис Ельцин своим указом отменил монополию государства< . Однако 11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции . Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.

См. также

  • Гётеборгская система в Швеции

Ссылки

  • Государственная монополия на алкоголь. Тригве Угланд (Статья из сборника "Алкогольная политика в России и Норвегии". Москва, 2000)

Правительство России прорабатывает вопрос о введении монополии на спирт, заявил в пятницу вице-премьер Александр Хлопонин. На алкогольном рынке уже близится к завершению одна из крупнейших в его истории сделок, выраженная в массовой скупке частных спиртзаводов Росспиртпромом. Намерения государства понятны, но насколько эффективна эта мера для бюджета и как она скажется на потребителе?

Контролируемое государством ОАО «Росспиртпром» до конца 2016 года намерено привлечь кредит в 4,5 млрд рублей для приобретения восьми региональных спиртзаводов, основным владельцем которых является бизнесмен Валерий Яковлев (общая сумма этих активов оценивается в 6,5 млрд рублей). Эта сделка готовилась уже давно, однако признаки ее завершения появились вскоре после того, как вице-премьер российского правительства Александр Хлопонин однозначно высказался в поддержку введения госмонополии на производство спирта. После вхождения заводов Яковлева в структуру Росспиртпрома доля государства в этом сегменте, по оценке ведущего эксперта рынка, приблизится к стопроцентной.

Окончательное решение спиртового вопроса

«Похоже, что в этой ситуации собственники оставшихся частных спиртзаводов готовы выручить за них любые деньги, и в результате доля государства в этом сегменте будет доведена фактически до 100%»

«Монополия на продажу спирта, мне кажется, – это очень важная проблема, которой государство должно заниматься в следующем году и поставить это под контроль», – заявил Александр Хлопонин в предновогоднем интервью одному из федеральных телеканалов. В качестве ключевого аргумента в пользу такого решения вице-премьер, курирующий среди прочего и алкогольную отрасль, назвал необходимость более жесткого контроля за оборотом этилового спирта. В частности, по словам Хлопонина, лишь 2% продукции 25 заводов, выпускающих спирт для медицинских нужд, направляются по данному назначению. «А остальное куда?» – задал риторический вопрос зампред правительства.

Реакция рынка на это заявление последовала быстро. На днях стало известно, что ОАО «Росспиртпром» (стопроцентный акционер – государство в лице Росимущества) приступило к приобретению восьми спиртзаводов в четырех регионах страны – ООО «Зернопродукт», ООО «Абсолют», ООО «Эталон» (Тульская область), ООО «ДДД», ООО «Престиж» (Северная Осетия), ООО «Премиум» (Кабардино-Балкария) и ЗАО «Ерофеев» (Новосибирская область). Эти предприятия уже внесены в последний список аффилированных лиц Росспиртпрома (опубликован 15 января) с указанием, что компания имеет право распоряжаться в них более чем 20% долей уставного капитала.

До завершения сделки основным владельцем перечисленных активов является бизнесмен Валерий Яковлев, который с конца прошлого десятилетия занимался консолидацией региональных спиртзаводов. Из материалов новостных агентств со ссылкой на источники в Росспиртпроме известно, что общая стоимость восьми новых предприятий госкомпании составляет 6,5 млрд рублей, а для их приобретения будет привлечен кредит в 4,5 млрд рублей по формуле «ключевая ставка ЦБ плюс 3%» (то есть на данный момент 14%).

Тем временем Хлопонин подтвердил намерение государства монополизировать рынок, подчеркнув, что этот вопрос уже прорабатывается Минфином. «Окончательного решения пока нет. В ближайшее время будут сформированы наши предложения по монополизации части этого рынка, который для нас является наиболее уязвимым», – цитирует его слова РИА «Новости» .

Ведущий российский эксперт по алкогольной отрасли, руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз говорит, что сумма готовящейся сделки беспрецедентна, сопоставимые по стоимости в рублях приобретения на российском алкогольном рынке вспомнить сложно. Правда, если перевести 6,5 млрд рублей в доллары по текущему курсу, то это не слишком дорого – всего 78,3 млн. Для сравнения, напоминает Дробиз, пять лет назад известная водочная марка «Белая березка» была продана ее первым владельцем, группой «Регата» (Ростов-на-Дону), за 35 млн долларов.

Добровольно-принудительная консолидация

Покупка Росспиртпромом активов Валерия Яковлева готовилась давно – разрешение на сделку со стороны ФАС было получено госкомпанией еще в декабре 2014 года. Однако затем процесс застопорился, и вот теперь вновь активизировался – уже после того, как Александр Хлопонин заявил, что государство планирует вплотную приступить к введению монополии на производство спирта. «Похоже, что в этой ситуации собственники оставшихся частных спиртзаводов готовы выручить за них любые деньги, и в результате доля государства в этом сегменте будет доведена фактически до 100 процентов», – полагает Вадим Дробиз.

Доля Росспиртпрома на российском рынке спирта после приобретения новых предприятий может вырасти с нынешних примерно 10% до трети. Однако другие крупные игроки отрасли, такие как Татспиртпром или ОАО «Башспирт», также главным образом принадлежат государству, которое ведет консолидацию спиртовых активов уже почти десять лет. Если в 2007 году, по оценке ЦИФРРА, в России было 135 спиртзаводов, которые принадлежали примерно 100 собственникам, то на данный момент осталось порядка 35 предприятий, которыми владеют шесть–семь компаний.

Методы консолидации в отрасли были достаточно жесткими. Достаточно вспомнить кампанию по перелицензированию предприятий алкогольной промышленности, которую Росалкогольрегулирование провело в 2011 году – тогда продлить лицензии не удалось десяткам предприятий, что серьезно отразилось на экономике ряда регионов. Например, в Северной Осетии, где масштабное производство алкоголя процветало еще с начала 1990-х годов, были остановлены практически все ведущие спиртовые и водочные заводы, в результате чего бюджет республики потерял значительную часть своих доходов. Одним из тех, кто выиграл в результате сокращения числа региональных производителей алкоголя, оказался Росспиртпром. По данным годового отчета компании по итогам 2014 года, ей принадлежали доли в 13 спиртовых и ликеро-водочных компаниях в разных регионах страны.

Иными словами, консолидация в алкогольной отрасли осуществляется государством фактически явочным порядком, поскольку реализовать эту инициативу в законодательном порядке оказалось не так-то просто. В марте прошлого года депутаты Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов и Олег Михеев внесли на рассмотрение парламента законопроект о государственной монополии на производство этилового спирта в РФ, однако в октябре он был отклонен комитетом по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Германский идеал и российские реалии

«Без дальнейшего увеличения розничных цен на алкоголь, скорее всего, не обойдется»

Говоря о необходимости введения госмонополии на производство спирта, Хлопонин в качестве модельного примера привел Германию, где весь отпуск спирта с заводов, в том числе частных, регулируется государством. Однако, полагает Вадим Дробиз, более удачным было бы сравнение России с Белоруссией. В этой стране 90% производимого крепкого алкоголя контролируется государством, но при этом из-за экономического кризиса официальные продажи в последние 2,5 года просели на 30% – население перешло на суррогаты и нелегальную водку, в том числе поставляемую из РФ.

В России ситуация в самом деле похожа: в последние два года из-за резкого роста акцизов производство легального алкоголя резко снизилось – по данным Росстата, еще в 2014 году прямые продажи производителей алкоголя сократились на 25%. Только если до введения в 2010 году минимальной розничной цены на крепкие напитки в магазинах на одной и той же полке могли стоять рядом легальная водка по 110 рублей и нелегальная (хотя зачастую выпущенная на тех же мощностях) по 50, то теперь и та и другая продукция стоит одинаково (в настоящий момент минимальная цена «поллитры» – 185 рублей).

К тому же повышение акцизов сопровождалось снижением покупательной способности населения и сокращением потребительских расходов. В результате потребление алкоголя в России все больше смещается в теневой сегмент суррогатов, спиртосодержащих жидкостей и препаратов, продающихся в аптеках, что правительство охотно признает. Однако это едва ли дает основания для дальнейших сравнений отечественного рынка с Германией, где население не знакомо с препаратами типа «настойка боярышника».

Существенными остаются и объемы нелегального производства алкоголя на промышленных мощностях. В прошлом году, по данным Росстата, в легальной рознице было реализовано 1,05 млрд литров водки и ликеро-водочных изделий (кстати, объемы фактического потребления год от года почти не меняются), однако, по расчетам ЦИФРРА, если сравнить этот объем с суммами поступивших акцизов, то окажется, что акцизы покрывают всего лишь 750 млн литров. Все остальное – это именно нелегальное производство, которое государство собирается резко снизить, введя монополию на производство спирта.

Однако, полагает Вадим Дробиз, эта мера выглядит избыточной, поскольку ту же самую цель преследует система учета алкогольной продукции ЕГАИС, которую планируется внедрить в легальной рознице, начиная с 2017 года. «Введение госмонополии на производство спирта выглядит скорее политической, нежели экономической мерой, – резюмирует Вадим Дробиз. – Она никак не решит проблему ухода значительной части населения в суррогатный сегмент и не направлена на повышение рентабельности в этом отрасли, которая сейчас и так невелика». К примеру, чистая прибыль Росспиртпрома по итогам 2014 года составила 101,3 млн рублей при выручке 4,428 млрд рублей, то есть рентабельность (рассчитанная как доля чистой прибыли в выручке) у компании была на уровне 2,3%. При этом ее кредиторская задолженность в 2014 году, по данным годового отчета, увеличилась более чем на 700 млн рублей – почти до 6,8 млрд.

Впрочем, определенная логика в действиях государства на рынке спирта просматривается, если поставить их в более широкий контекст. «Алкоголь – далеко не единственный сегмент, где происходит монополизация, другие примеры – банковские услуги, страхование, ретейл, – рассуждает экономист Маир Пашаев, имеющий значительный опыт работы в алкогольной отрасли. – Если говорить об алкогольном рынке, то не может быть 300 производителей и 900 видов водки, более 100 производителей коньяка и так далее. Становление рынка закончилось – далее выживут крупные игроки. Как говорил Наполеон, войну выигрывают большие батальоны. Это нормальный процесс получения эффекта от масштаба производства и оптимизации рынка. При этом речь не идет именно о формальной госмонополии – хотя ее элементы налицо: через госрегулирование, ужесточение лицензирования, систему ЕГАИС, значительное повышение акцизов». Кроме того, государство явно рассчитывает получить от усиления контроля на алкогольном рынке фискальный эффект – об этом говорит недавнее решение о передаче Росалкогольрегулирования в ведение Минфина.

Правда, без дальнейшего увеличения розничных цен на алкоголь в результате последовательной консолидации в руках государства спиртзаводов, скорее всего, не обойдется. Еще в середине прошлого декабря ФАС предложила начиная с 2018 года повысить минимальную стоимость крепких напитков (от 38 до 56 градусов) с нынешних 185 до 240 рублей. Правда, в антимонопольном ведомстве пояснили, что это предложение продиктовано все тем же соображением – необходимостью борьбы с нелегальным производством. Контрафактный алкоголь, по оценке ФАС, составляет 40–50% рынка, причем объемы его выросли после того, как минимальная цена водки в прошлом году была снижена (ранее она составляла 220 рублей) – оказалось, что при новой цене производить легальный алкоголь практически невозможно.

Рынок производства и продажи алкогольной продукции довольное специфичен. Поэтому государство контролирует его особыми методами. В то же время, разговоры о ведении государственной монополии на алкогольную продукцию не утихают. И вот каково положение дел на 2019 год.

Монополия на продажу алкоголя: аргументы против

В России статьёй 8 Конституции гарантируются:

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • поддержка конкуренции;
  • свобода экономической деятельности.

Считается, что непосредственное участие государства в экономических отношениях ограничивает возможности развития предпринимателей и дестимулирует их деловую активность. Поэтому Правительство РФ:

  • последовательно развивает рыночную экономику и конкуренцию;
  • сокращает необоснованное государственное вмешательства в условия функционирования рынков и предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 7.1 и 7.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» цели создания госкорпораций и госкомпаний таковы:

  • осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций;
  • оказание государственных и выполнение иных услуг/функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития, введение в России государственной монополии на продажу алкогольной продукции не соответствует целям создания государственных корпораций и компаний.

При этом введение госмонополии на продажу алкогольной продукции может привести к ряду негативных социально-экономических последствий. В том числе:

  • к прекращению деятельности негосударственных организаций, осуществляющих производство и оборот такой продукции, без компенсации затрат на перепрофилирование производства;
  • установлению монопольно высоких цен.

Кроме того, введение государственной монополии на продажу алкогольной продукции на территории России потребует значительных затрат всех бюджетов – в связи с необходимостью создания соответствующих государственных торговых объектов по продаже такой продукции и/или приобретения государством контрольных пакетов акций организаций.

Акцизы на алкоголь

Налогообложение акцизами – тоже важный источник устойчивого и сбалансированного формирования доходов государственного бюджета.

В соответствии с налоговым законодательством РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также табачная продукция – подакцизные товары.

Облагая производителей алкогольной продукции акцизом, государство:

  • с одной стороны – регулирует ее доступность для населения;
  • с другой – изымает часть прибыли в доход себе, искусственно снижая традиционно высокую рентабельность такой деятельности.

Таким образом, акцизам характерна как фискальная, так и регулирующая функция.

С третьей попытки российское государство возвращает себе монополию на производство спирта. Причём на сей раз правительство само берёт быка за рога, не полагаясь более на законодателей – те, как показала практика, всякий раз оказываются бессильными против лоббистов отрасли, приносящей запредельную прибыль. До конца текущего года в госсобственность будут возвращены восемь заводов, производящих спирт. Чего ждать от этой сделки ценой в 6,5 млрд рублей? Станет ли водка чище, а государство – богаче?

Сложно сказать с уверенностью, сколько наших соотечественников ежегодно умирает от некачественного алкоголя: то ли 72 500 человек, как уверяет официальная статистика Роспотребнадзора, то ли все 400 000 – именно столько насчитал полтора года назад депутат Госдумы Олег Нилов, работая над законопроектом о введении госмонополии на производство этилового спирта. От наркотиков, если что, умирает в четыре раза меньше людей. А какие баснословные финансовые потери несёт казна, и говорить страшно: согласно выкладкам зампреда думского комитета по промышленности Павла Дорохина, восстановление госмонополии на производство спирта принесёт в бюджет до 3 трлн руб-

лей в год. «В середине 80-х годов доходы от реализации винно-водочной продукции составляли до 30% бюджета Советского Союза», – вспоминает сенатор Игорь Чернышёв. Так не пора ли вернуть государству право единолично производить спирт?

Путин выступал за национализацию производства спирта ещё 10 лет назад

За последние годы государство предпринимало уже как минимум две попытки национализировать производство спирта. В 2005 году парламентарии чуть было не вернули монополию, приняв закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Закон активно «пробивал» президент Владимир Путин. Собственно, именно с его подачи законодатели и озаботились усилением госрегулирования чуть ли не в самой прибыльной отрасли. Президент был настроен более чем решительно: от некачественной продукции умирают десятки тысяч людей, бюджет несёт финансовые потери, а существующая система контроля неэффективна – спирт производит буквально кто ни попадя, акцизные марки запросто покупаются и продаются – в общем, как резюмировал Путин, «не работает это эффективно, к сожалению».

Казалось бы, госмонополию вот-вот вернут. Ан нет! Лоббисты немедленно уловили, что сладкой жизни приходит конец. Но что можно сделать, если президент прямо указывает: нужно вернуть монополию государству? И процесс, что называется, заморочили. В то время как Минсельхоз выступил за полную национализацию спиртовых производств, Минэкономразвития предложило оставить заводы их собственникам, но разрешить им продавать спирт исключительно государству. А депутат Валерий Драганов, курировавший в нижней палате вопросы юридического сопровождения производства и оборота алкоголя, трактовал прямое указание Путина следующим образом: «Президент скорее всего имеет в виду не 100-процентную монополию на производство и оборот, а лишь жёсткий учёт спирта, чтобы не появлялось на рынке отравы». В конечном счёте госмонополию тогда так и не вернули. Зато спиртозаводчики сохранили за собой прибыльное производство.

Второй раз к теме госмонополии на спирт парламентарии вернулись весной позапрошлого года – с подачи «Справедливой России» и лично Олега Нилова. Казалось бы, чего проще: если производство этилового спирта будут осуществлять исключительно государственные и муниципальные предприятия (или на худой конец товарищества с преобладающей долей государства в уставном капитале), то в промышленных масштабах, как это делается сейчас, суррогат будет попросту некому производить. Тем не менее процесс снова застопорился – усилиями того же спиртового лобби.

Частники продают технический спирт под видом питьевого

Здесь следует сделать отступление и объяснить, почему доверять производство спирта частникам чревато непредсказуемыми последствиями. Как известно, человек слаб и подвержен множеству искушений. А противостоять искушению сверхприбылями, как опять же показывает жизнь, и вовсе невозможно. Спиртозаводчик может выпускать либо чистый питьевой спирт, либо технический, содержащий порядка 0,05% ядовитых примесей. Выпускаешь питьевой спирт – платишь акциз. Выпускаешь технический – от уплаты акциза освобождаешься. К тому же сбыт технического спирта практически не регулируется. Как вы думаете, по какому пути пойдёт частный предприниматель? То-то и оно: из полутора десятков крупных негосударственных производств официально производили питьевой продукт всего два завода. Остальные гнали технический спирт, но сбывали его и производителям суррогата, и даже некоторым официальным производителям водки.

Это данные законодателей. Однако вице-премьер Александр Хлопонин намедни озвучил иную, ещё более вопиющую статистику: лишь 2% продукции, произведённой 25 частными спиртовыми заводами, выпускающими спирт для медицинских нужд, отгружается по назначению. «А остальное куда?» – риторически поинтересовался вице-премьер.

«Частники зарабатывают на поставках «палева» сотни миллиардов рублей в год, – признаёт Олег Нилов. – При этом бюджет несёт соразмерные потери, а здоровье нации год от года приходит в упадок». Разумеется, спиртозаводчики кровно заинтересованы в сохранении сверхприбыли, а потому всячески сопротивляются введению государственной монополии, нередко манипулируя общественным мнением. Дескать, государство решило вернуться к советской практике и попирает рыночные принципы. На самом деле действующее законодательство оговаривало возможность возвращения государством монополии – читайте закон о госрегулировании производства и оборота спирта от 22 ноября 1995 года. Так что никаких подтасовок.

На сегодняшний день государство контролирует то ли 60, то ли 80% производства спирта в стране – отсутствие внятной однозначной статистики на сей счёт на самом деле ясно показывает, насколько эффективен контроль. То ли дело в Российской империи или советской России, когда государство контролировало не только производство, но и продажу спирта и водки! Но ситуация, кажется, вот-вот кардинально изменится.

Геннадий ЗЮГАНОВ, председатель фракции КПРФ в Госдуме:

– Мы, коммунисты, ещё 15 лет назад говорили президенту, что необходимо вернуть государственную монополию хотя бы на производство спирта – хотя лучше бы на всю спиртоводочную промышленность. В царское время монополия давала казне 30–35 рублей из 100, в советское время – 20–25 рублей из 100, а сегодня – только 80 копеек. Деньги, которые могли бы существенно помочь бюджету, оседают в карманах частников. Если возврат к монополии не сорвётся, как уже не раз бывало, если хватит политической воли у президента и правительства, тогда будут в казне значительные суммы, позволяющие поднять и стипендии, и пенсии, и зарплаты, одновременно вложить в производство, которое даст возможность заработать, а не только торговать нефтью и газом. И не стоит спекулировать тем, что, мол, снова в России будет «пьяный» бюджет и народ начнёт спиваться. Пьянство русского народа – миф, у нас потребление алкоголя всегда было вдвое и втрое ниже, чем в странах Северной Европы.

Правительство ищет деньги, а покупатели – алкоголь подешевле

В правительстве уже давно ломали голову, откуда бы на пике кризиса привлечь в бюджет сотню-другую миллиардов? Между тем лидер КПРФ Геннадий Зюганов, кажется, уже устал повторять: возвращение госмонополии на производство спирта позволит пополнить бюджет на сумму от 1,5 до 3 триллионов. То ли Зюганова наконец-то услышали в Белом доме, то ли никаких иных вариантов пополнить федеральную кубышку у правительства не нашлось, но на днях вице-премьер Александр Хлопонин сообщил о завершении крупнейшей в новейшей российской истории сделки – национализации восьми региональных спиртовых производств (их собственник – предприниматель Валерий Яковлев). В Тульской области под монополизацию подпадают ООО «Зернопродукт», ООО «Абсолют» и ООО «Эталон», в Северной Осетии – ООО ДДД и ООО «Престиж», а также ООО «Премиум» в Кабардино-Балкарии и ЗАО «Ерофеев» в Новосибирской области.

Есть, правда, одна загогулина: общая стоимость этих активов – порядка 6,5 млрд рублей, а у правительства нет то ли желания, то ли возможности единовременно потратить такие средства. Потому решено привлечь кредит в размере 4,5 млрд рублей. В нынешней ситуации это непросто, но до конца года правительство твёрдо намерено решить эту проблему, ведь все перечисленные производства уже внесены в список аффилированных лиц Росспиртпрома. Таким образом, к началу следующего года в стране окончательно сформируется монополист – Росспиртпром.

Всё, проблемы решены и потребители перестанут умирать от суррогатов? Бабушка надвое сказала, знаете ли. Обратим взоры на союзную Белоруссию. Там хоть и нет монополии, но тем не менее государство контролирует производство 90% крепкого алкоголя. Казалось бы, почему же тогда не снижается смертность потребителей горячительного? А всё просто: у белорусов, как и у нас, кризис, покупательная способность просела то ли на 25, то ли на все 40%, и население плавно перешло на самопальный продукт. При этом в сельских районах смертность значительно ниже, чем в городе: самогон, стало быть, в разы безопаснее водочного суррогата. Откровенно говоря, в нашей стране потребление заводского алкоголя тоже снижается – если верить Росстату, аж на 25% за два года, и причиной тому резкий рост акцизов. Таким образом, сложно сказать однозначно, перестанут россияне умирать десятками (или даже сотнями) тысяч от суррогатов или не перестанут.

Куда девается чистая прибыль Росспиртпрома?

И всё-таки введение монополии на производство и реализацию спирта – мера однозначно полезная. Хотя бы потому, что она позволит пролить свет на некоторые тёмные стороны производства крепкого алкоголя. Потому как это самое производство – Лох-Несс, Бермудский треугольник и чёрная дыра, вместе взятые. Вот смотрите: согласно расчётам Росстата, в минувшем году посредством легальной розничной торговли в стране было реализовано более миллиарда литров крепкого алкоголя. При этом, если считать по акцизам, статистика принципиально иная – реализовано 750 млн литров, а вовсе не миллиард с хвостиком. Что это значит? Что четвёртая часть товарооборота нашей легальной торговли – суррогат. Или вот ещё: как вы думаете, может ли быть нерентабельным производство спирта и водки? Не спешите с ответом, хотя он, кажется, очевиден – нет в мире легального производства, более доходного, чем производство горячительного. В позапрошлом году Росспиртпром при выручке в 4,5 млрд рублей ухитрился получить чистую прибыль, едва превысившую 100 миллионов. Слёзы, а не прибыль. Как так? Расхожее объяснение прежде звучало так: жмут конкуренты, частники. Теперь, когда частников не останется, низкие показатели прибыли придётся объяснять более внятно и убедительно.

Наверняка грядут изменения и в ценообразовании. Подорожает водка или, напротив, подешевеет? В производстве литр спирта сегодня стоит от 40 до 70 рублей. В прошлом году, после того как минимальная стоимость «поллитры» снизилась с 220 до 185 рублей, вдруг выяснилось, что при новом ценнике производить легальную продукцию якобы нерентабельно. И тогда ФАС предложила повысить стоимость до 240 рублей. Правда, специалисты, проведя целый комплекс расчётов, установили, что даже при 120 рублях за бутылку производители выходят в плюс. А 240 рублей – это уже сверхприбыль. Похоже, только установление полного государственного контроля позволит окончательно определиться в плане цены. В Советском Союзе цена поллитровки росла примерно раз в семь-восемь лет: 3 рубля 62 копейки за «флакон», затем – 4 рубля 12 копеек и так далее. Видимо, и в современной России процесс пойдёт аналогичным образом.

ВЕРСИЯ

При всей видимой пользе национализации производства спирта от сделки с продажей заводов Валерия Яковлева государству остаётся неприятное после­вкусие, как от «палёной» водки. Посудите сами: примерно за год до первой попытки национализации отрасли, в 2004 году, государство охотно распродавало спиртзаводы. Их раскупали как горячие пирожки и, к слову, среди покупателей вроде бы не было Валерия Яковлева, зато было семейство миллиардеров Ротенбергов. Годом позже, когда президент впервые заговорил о пользе национализации, возвращать прибыльные активы никто и не подумал. Зато сейчас, когда ужесточилось законодательство, а стоимость условной «поллитры» упала с 220 до 185 рублей, переставший приносить сверхприбыли бизнес кому-то очень хочется сбагрить. Когда ещё ФАС цену-то повысит – аж через два года!

Говорят, что немалая часть спиртзаводов досталась водочному магнату Яковлеву (которого, по странному стечению обстоятельств, знают очень немногие люди, – при таком-то размахе!) чуть ли не даром – после процедуры банкротства. Так почему бы не состричь государственной шерсти дважды – сперва выкупив за копейки полезный актив, а затем избавившись от него за несколько миллиардов? А что, неплохая и доходная схема: обанкроченное производство у государства выкупает частник, недорого, а затем, объединив несколько предприятий в холдинг, продаёт его тому же государству даже не втридорога – гораздо дороже! Сложно представить, чтобы за спиной столь предприимчивого бизнесмена не стояли бы высокопоставленные покровители, да такие, что выше и некуда. Вот и «Ведомости», поискав, но так и не найдя конечного бенефициара, лишь выдохнули: «Без административной поддержки он не смог бы так стремительно вырасти».

Первую в нашей стране винную монополию установил в 1474 году царь Иван III. Государство владело исключительным правом изготавливать и продавать крепкий алкоголь, иногда отдавая реализацию «на откуп» частникам. Первая монополия просуществовала до 1533 года – упразднил её Иван Грозный одним из первых царских указов. В 1652-м Алексей Тишайший вновь закрепил спиртовое производство за царской казной – почти на три десятилетия. В третий раз монополию установил Пётр I. Он же и отменил её 20 лет спустя, обложив частные винокурни особой пошлиной. Четвёртую и последнюю в империи попытку узурпировать производство спиртного предпринял при Александре III министр финансов Сергей Витте в 1894 году. Действовала последняя имперская монополия вплоть до 1913 года – в год 300-летия династии Романовых выручка от неё составила 26% доходов российского бюджета. Затем началась Первая мировая война, и торговлю спиртным официально запретили. Производившаяся под контролем государства водка – «казёнка» – считалась самым дешёвым крепким спиртным напитком (не считая нелегального самогона). Кстати, госмонополия распространялась исключительно на водочное производство, а прочие крепкие напитки могли производить и частники, приобретая акциз.

В пятый раз монополию возродили уже в советской России – воспользовавшись смертью Ленина в январе 1924 года. Вождь мирового пролетариата до конца жизни был против того, чтобы государство российское заново подмяло под себя столь прибыльную отрасль – с её помощью Ленин, вероятно, пытался форсировать НЭП. Так или иначе, пятая монополия действовала вплоть до распада СССР. В 1985 году, на момент старта горбачёвской антиалкогольной кампании, продажа водки составляла шестую часть всего советского товарооборота и треть доходов от торговли продовольствием.

Отменил монополию президент России Борис Ельцин в 1992 году. Правда, через год он передумал, подписав указ о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Но к тому времени подросли и окрепли лоббисты, фактически заблокировавшие действие президентского указа. Стали набирать силу частные производители крепких спиртных напитков, и в апреле 1998 года пришлось упразднить госинспекцию по обеспечению монополии на алкоголь.