Экспериментирование летом в детском саду. Летние опыты для детей с водой. Яйцо с солью

Опыты и эксперименты с солнечными лучами, воздухом и песком с детьми 3-7 лет

Опыты с дошкольниками на прогулке в ДОУ

Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл.

Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Я хочу предложить вашему вниманию опыты, которые мы провели совместно с детьми на участке детского сада. Дети по природе своей – исследователи и необходимо помочь им делать открытия, дать возможность пробовать, искать, изучать, думать, размышлять, анализировать, делать выводы экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Опыты доступны детям 3-7 лет.
Опубликованный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, солнечным светом, песком.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
3. Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети сталкиваются с интересными и порой непонятными явлениями в живой и неживой природе, постигают знания об их взаимосвязях. Перед воспитателем возникает задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Одним из самых эффективных способов в этом направлении является – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. В процессе постижения новых знаний у детей развивается умение анализировать, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыты с воздухом.
«Почувствуй воздух»


Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.
«Воздух повсюду».



Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить колобашку в воду вверх дном, затем перевернуть.
Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить колобашку в воду – вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.
«Воздух работает»





Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»



Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.
«Я вижу воздух»



Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»


Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»



Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Возникновение звука»


Задача: создать звук при помощи воздушного шарика.
Надуть шарик, растянуть его горлышко до тех пор, пока не появится звук.
Вывод: звук – это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны.

Опыты с солнечными лучами.
«Свет и тень»


Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
«Таинственные стекла»


Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
«Знакомство с лупой»





Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Самостоятельное исследование предметов через лупу.
«Солнечные зайчики»


Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
Опыты с песком.
Природный песок – это рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10-5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек. В зависимости от того из какого камня получился песок, он может иметь разную расцветку: если из ракушек – то серый, если из кварца – то светло-желтый и т. д. В природе встречается серый, желтый, белый, красный песок. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
«Волшебное сито»


Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»



Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»






Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»


Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»


Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
«Песчаный конус»


Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Это происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
«Волшебный рисунок»

Продолжаем цикл материалов о занимательной химии для детей. мы обсуждали, как надо наблюдать за привычными предметами, и что со многими из них можно провести опыты по химии для детей, которые помогут в увлекательной форме рассказать что-то очень увлекательное и полезное. Предлагаем вашему вниманию “горячую десятку” экспериментов, которые лучше проводить на улице.

Воздух имеет объем

Познавательные эксперименты для детей лучший способ объяснить им то, что невозможно увидеть, например, что воздух имеет объем. Так как мы привыкли считать, что вокруг ничего нет, то трудно поверить, что пространство вокруг нас наполнено веществом. В доказательство положите на дно одноразового стаканчика салфетку (так, чтобы она не выпадала), переверните его кверху дном и осторожно опустите в воду (банку с водой, озеро) так, чтобы воздух остался в стаканчике. Когда вы достанете его из воды, салфетка будет сухая!

Как питаются растения

Среди познавательных экспериментов для детей можно провести опыт “Как питаются растения”. Чтобы увидеть, что они получают вещества из почвы, возьмите три стаканчика (или что-то побольше) с водой, добавьте пищевые красители или акварель и поставьте по цветку (ромашки, розочки). Если у цветка до опыта лепестки были белые, то через некоторое время заметите, что они приобрели оттенок красителя! Разрежьте стебель и увидите, что внутри есть трубочки-капилляры, и они тоже окрашены.

Шишки-предсказатели погоды

Если вам предстоит прогулка в сосновый лес, обратите внимание на шишки. Они раскрыты в сухую погоду и закрываются во время дождя. Это связано с тем, что при повышенной влажности древесина (целлюлоза) поглощает влагу, набухает и меняет форму. Можно взять сухую, раскрытую шишку, намочить и понаблюдать за ней. Через некоторое время она закроется. Какой вывод про погоду можно сделать исходя из этого свойства шишек? Обязательно обсудите с ребенком результаты опыта.

Вулкан

Среди опытов по химии для детей эксперимент о вулкане является одним из самых зрелищных. Лучше провести его прямо в песочнице. Возьмите пластиковую бутылку (1- 1,5 л), насыпьте в нее две ложки пищевой соды, добавьте две ложки жидкого мыла и немного красного пищевого красителя, перемешайте и закопайте в песок, придав ему форму вулкана, сделав горлышко-кратер. Осталось только вылить в закопанную бутылку полстакана столового уксуса и подождать немного, пока пена не начнет извергаться точно лава.

Тест солнцезащитного крема

С помощью познвательных экспериментов для детей можно показать ребенку, почему так важно надевать панамку во время прогулки под ярким солнышком, и продемонстрировать действие солнцезащитного крема. Возьмите 2 листа цветной бумаги (черной, коричневой), один из них разделите на 3 зоны: “ничего”, “детский крем”, “солнцезащитный крем”. Намажьте соответствующие места кремом, оставьте лист на солнце. Через один-два дня сравните его с исходным листом. Участки “ничего” и “детский крем” выгорят и потеряют цвет, с солнцезащитным кремом ситуация должна быть лучше. Если у Вас есть несколько видов крема с разной степенью защиты, можно нанести на лист их все и сравнить, насколько они эффективны.

Солнечная печка

Этот опыт по химии для детей поможет показать, насколько солнце может нагревать предметы. В жаркий солнечный день в пластиковый судочек натолкайте бумагу (для теплоизоляции), закройте фольгой и поставьте экран из нее же для отражения солнца, выставьте “печку” на солнцепек в полдень. На ней можно приготовить хлеб с расплавленным сыром, или даже испечь яйцо!

Высушите фрукты на солнце

Занимательная химия для детей может помочь и в приготовлении летних заготовок, например, высушить фрукты на солнце. Порежьте и разложите яблоко на солнечном месте, пронаблюдайте вместе с детьми, что происходит. Объясните, что фрукты содержат воду, которая испаряется под действием солнечного тепла.

Мороженое без холодильника

Предлагаю провести еще один опыт по химии для детей ㅡ со льдом. Чтобы приготовить мороженое без холодильника, возьмите два пакетика с зип-застежкой разного размера. В меньший налейте пару ложек молока, а в больший положите соль, раздробленный лед и маленький пакетик с молоком (закрытый). Старайтесь, чтоб соль со льдом равномерно покрыла пакетик с молоком со всех сторон. Проверьте, чтобы все пакеты были зарыты, заверните в полотенце и растирайте десять-пятнадцать минут. Все ㅡ мороженое готово! Можно поэкспериментировать с составом мороженого и добавить сахар, сливки, какао…

Ледяные туннели

Яркий познавательный эксперимент для детей ㅡ создание ледяных туннелей. Возьмите воздушный шарик, наполните его водой и оставьте на несколько дней в морозилке. Достаньте полученный лед, разрезав шарик. Посыпьте солью и наблюдайте, как протаивают туннели во льду. Чтобы исследовать их, капните раствор пищевого красителя (или акварельных красок). Добавьте разных оттенков и получите настоящее единение науки и искусства!

Свечка с мукой

Заключительный пример занимательной химии для детей ㅡ это взрыв! Такие эксперименты дети обожают, но проводятся под строгим контролем родителей на улице! Поставьте одну-две чайные свечи, на блюдце насыпьте просеянной муки и подуйте над свечкой: мучная пыль моментально и эффектно воспламенится.

Вот такие опыты по химии для детей предлагаем вам провести со своим ребенком, а лучше в компании с его друзьями. Пригласите их участвовать в познавательных экспериментах, не стесняйтесь малышей на площадке. После активных действий обязательно поговорите о том, почему происходит то, что вы увидели, какие свойства веществ они иллюстрируют. Таким образом, занимательная химия для детей даст возможность узнать много нового о природе и окружающих их предметах. Еще не забудьте поиграть с мыльными пузырями и посмотреть на радугу в водяных брызгах!

Ольга Лебедкова , биохимик, педагог с двенадцатилетним стажем, мама трехлетней непоседы

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение.

Юные естествоиспытатели

Эксперименты дома, прекрасно подходящие для детей до 10 лет — лучший способ помочь ребенку накопить практический опыт, который пригодится ему в будущем.

Техника безопасности при проведении экспериментов

Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил.


Техника безопасности — на первом месте
  1. Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
  2. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
  3. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.

Простые эксперименты для самых маленьких

Развивающие опыты и эксперименты для самых маленьких детей (или для детей до 10 лет), как правило просты и не требуют от родителей ни особых умений, ни редкого или дорогостоящего оборудования. Зато радость открытия и чуда, которое так легко сделать своими руками, останется с ним надолго.

Например, в неописуемом восторге дети будут от самой настоящей семицветной радуги, которую они смогут вызвать сами при помощи обычного зеркала, емкости с водой и листа белой бумаги.


Опыт с радугой в бутылке

Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.

Еще один, очень простой и красивый опыт можно провести при помощи обычной воды, проволоки и соли.

Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли. Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции. Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище.


Опыт «Соль на проволоке»

Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов. Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы. Кстати, этот эксперимент подарит ребенку отличную идею новогодних игрушек в виде самых настоящих ледяных снежинок – достаточно просто найти гибкую проволоку и сформировать из нее красивую симметричную снежнику.

Неизгладимое впечатление на ребенка смогут произвести также и невидимые чернила. Приготовить их очень просто: достаточно просто взять чашку воды, спички, вату, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст.


Невидимые чернила можно купить готовые

Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Затем, на зубочистку или тонкую спичку наматывается немного ваты. Получившийся «карандаш» обмакивается в смесь в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст.

Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.

Кто из детей не любит воздушные шары?

Оказывается, даже надуть обычный шар можно весьма оригинальным способом. Для этого нужно растворить в бутылке воды одну ложку пищевой соды. И в другой чашке смешиваются сок одного лимона и три столовых ложки уксуса. После, содержимое чашки вводится в бутылку (для удобства можно использовать небольшую воронку). Шарик нужно надеть на горлышко бутылки максимально быстро, пока химическая реакция не окончится. За это время углекислый газ сможет быстро надуть шарик под давлением. Для того чтобы шарик не соскочил с горлышка бутылки, его можно будет закрепить при помощи изоленты или скотча.


Опыт «Надуть шарик»

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.


Опыт «Рисунки на молоке»

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде. Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма. Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Детям более старшего возраста (от 10 лет) можно будет предложить уже более сложные химические эксперименты, требующие большего количества компонентов. Эти эксперименты для более старших детей немного сложнее, но дети уже могут принимать в них участие.

Для соблюдения техники безопасности дети до 10 лет должны проводить эксперименты под строгим контролем взрослых, в основном в роли зрителя. Дети старше 10 лет могут принимать в опытах более активное участие.

Примером такого эксперимента может быть создание лавовой лампы. Наверняка о таком чуде мечтают многие дети. Но, куда приятнее сделать ее своими руками, используя для этого простые компоненты, которые наверняка найдутся в каждом доме.


Опыт «Лавовая лампа»

Основой лавовой лампы станет небольшая банка или самый обычный стакан. Кроме этого для опыта понадобятся растительное масло, вода, соль и немного пищевого красителя.

Банка, или другая емкость, используемая в качестве основы лампы, наполняется водой на две трети и на треть маслом. Поскольку масло значительно легче воды по весу, она останется на ее поверхности, не смешиваясь с ней. Затем, в банку добавляется немного пищевого красителя – это придаст лавовой лампе цвет и сделает эксперимент красивее и зрелищнее. И после этого в полученную смесь кладется чайная ложка соли. Для чего? Соль заставляет масло опускаться на дно в виде пузырьков, а затем, растворяясь, выталкивает их вверх.

Следующий химический эксперимент поможет сделать увлекательным интересным такой школьный предмет, как географию.


Изготовление вулкана своими руками

Ведь изучать вулканы куда интереснее тогда, когда рядом есть не просто сухой книжный текст, но целая модель! Особенно, если сделать ее легко дома своими руками, пользуясь доступными подручными средствами: прекрасно подойдет песок, пищевой краситель, сода, уксус и бутылка.

Для начала на подносе устанавливается бутылка – она станет основой будущего вулкана. Вокруг него нужно слепить небольшой конус из песка, глины или пластилина – так гора приобретет более законченный и правдоподобный вид. Теперь нужно вызвать извержение вулкана: в бутылку заливается немного теплой воды, затем – немного соды и пищевого красителя (красного или оранжевого цвета). Завершающим штрихом станет четверть стакана уксуса. Вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки. Этим и объясняется интересный эффект извержения, который можно наблюдать вместе с ребенком.


Вулкан можно сделать из зубной пасты

Может ли бумага гореть, не сгорая?

Оказывается, да. И эксперимент с несгораемыми деньгами легко докажет это. Для этого десятирублевая денежная купюра погружается в 50% раствор спирта (вода смешивается со спиртом в пропорции 1 к 1, к ней добавляется щепотка соли). После того, как купюра как следует пропитается, лишняя жидкость удаляется с нее, а сама купюра поджигается. Вспыхнув, она начнет гореть, но при этом совершенно не сгорит. Объяснить этот опыт довольно просто. Температура, при которой горит спирт недостаточно высока для того, чтобы испарить воду. Благодаря этому даже после того, как вещество догорит полностью, деньги останутся слегка влажными, но абсолютно целыми.


Опыты со льдом всегда пользуются успехом

Юным любителям природы можно предложить прорастить дома семена не используя при этом почву. Как это делается?

В яичную скорлупу кладется немного ваты; она активно смачивается водой, а затем в нее кладется немного семян (например, люцерны). Буквально через несколько дней можно будет заметить первые ростки. Таким образом, для прорастания семян далеко не всегда бывает нужна почва – достаточно лишь воды.

А следующий эксперимент, который легко провести дома для детей наверняка придется по душе девочкам. Ведь кто из них не любит цветы?


Окрашенный цветок можно подарить маме

Особенно самых необычных, ярких оттенков! Благодаря простому опыту прямо перед изумленными детьми простые и привычные всем цветы могут окраситься в самый неожиданный цвет. Тем более, что сделать это предельно просто: достаточно поставить срезанный цветок в воду с добавленным в нее пищевым красителем. Поднимаясь по стеблю к лепесткам, химические красители окрасят их в нужные вам цвета. Чтобы вода лучше впитывалась, срез лучше делать по диагонали – так он будет иметь максимальную площадь. Для того, чтобы цвет проявился ярче, желательно использовать светлые, или белые цветы. Еще более интересный и фантастических эффект получится если перед началом опыта стебель будет расщеплен на несколько частей и каждая из них будет погружена в свой стакан с окрашенной водой.

Лепестки окрасятся в сразу во все цвета самым неожиданным и причудливым образом. Что несомненно произведем неизгладимое впечатление на ребенка!


Опыт «Цветная пена»

Всем известно, что под действием силы тяжести вода может стекать только вниз. Но, можно ли сделать так, чтобы она поднималась вверх по салфетке? Для проведения этого опыта обычный стакан наполняется водой примерно на треть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получится неширокий прямоугольник. После этого салфетка снова разворачивается; немного отступив от нижнего края на ней нужно начертить линию из цветных точек достаточно большого диаметра. Салфетка погружается в воду так, чтобы она примерно на полтора сантиметра ее окрашенная часть оказалась в ней. Соприкоснувшись с салфеткой, вода начнет постепенно подниматься вверх, окрашивая ее разноцветными полосками. Этот необычный эффект происходит благодаря тому, что имея пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают воду вверх.


Опыт с водой и салфеткой

Для проведения следующего опыта понадобятся небольшая промокашка, формочки для печенья разной формы, немного желатин, прозрачный пакет, стакан и вода.


Желатиновая вода не смешивается

Желатин растворяется в четверти стакана воды; он должен набухнуть и увеличиться в объеме. Затем, вещество растворяется на водяной бане и доводится примерно до 50 градусов. получившуюся жидкость нужно тонким слоем распределить по целлофановому пакету. При помощи формочек для печенья из желатина вырезаются фигурки различной формы. После этого их нужно уложить на промокашку или салфетку, а после – подышать на них. Теплое дыхание заставит желатин увеличиваться в объеме, благодаря чему фигурки начнут изгибаться с одной из сторон.

Опыты, проведенные дома с детьми, очень легко разнообразить.


Желатиновые фигурки из формочек

Зимой можно попробовать несколько видоизменить эксперимент, вынеся желатиновые фигурки на балкон или оставив на некоторое время в морозильной камере. Когда под действием холода желатин застынет, на нем отчетливо проступят узоры ледяных кристаллов.

Заключение


Описание других опытов

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство по-настоящему бесценна.

И вместе с ними познавать мир и чудеса физических явлений? Тогда приглашаем в нашу "экспериментальную лабораторию", в которой мы расскажем, как создавать простые, но очень интересные эксперименты для детей.


Эксперименты с яйцом

Яйцо с солью

Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.

Вам понадобятся:

  • Поваренная соль
  • Высокий стакан.

Инструкция:

1. Половину стакана наполняем водой.

2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек).

3. Мешаем.

4. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.

Объяснение

Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Яйцо в бутылке


Знаете ли Вы, что вареное цельное яйцо можно легко поместить в бутылку?

Вам понадобятся:

  • Бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца
  • Вареное яйцо вкрутую
  • Спички
  • Немного бумаги
  • Растительное масло.

Инструкция:

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Теперь поджигайте бумагу (можно просто несколько спичек) и сразу кидайте в бутылку.

3. Положите на горлышко яйцо.

Когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.

Объяснение

Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.

Эксперимент с шариком


Этот опыт показывает, как взаимодействуют между собой резина и апельсиновая цедра.

Вам понадобятся:

  • Воздушный шарик
  • Апельсин.

Инструкция:

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

Объяснение.

Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

Эксперимент со свечой


Интересный эксперимент, показывающий возгорание свечи на расстоянии.

Вам понадобятся:

  • Обычная свеча
  • Спички или зажигалка.

Инструкция:

1. Зажгите свечу.

2. Через несколько секунд потушите ее.

3. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.

Объяснение

Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.

Сода с уксусом


Шарик, который сам надувается, это очень интересное зрелище.

Вам понадобятся:

  • Бутылка
  • Стакан уксуса
  • 4 чайных ложки соды
  • Воздушный шарик.

Инструкция:

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Объяснение

Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.

Невидимые чернила


Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.

Вам понадобятся:

  • Половина лимона
  • Ложка
  • Миска
  • Ватный тампон
  • Белая бумага
  • Лампа.

Инструкция:

1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.

2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.

3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.

4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.

Объяснение

Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Другие вещества, которые работают по такому же принципу:

  • Апельсиновый сок
  • Молоко
  • Луковый сок
  • Уксус
  • Вино.

Как сделать лаву


Вам понадобятся:

  • Подсолнечное масло
  • Сок или пищевой краситель
  • Прозрачный сосуд (можно стакан)
  • Какие-либо шипучие таблетки.

Инструкция:

1. Сперва наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.

2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.

3. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла.

4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Объяснение

Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.

Эксперимент со льдом


На первый взгляд можно подумать, что кубик льда, находясь сверху, в конечном итоге плавится, за счет чего и должен заставить воду разлиться, но так ли это на самом деле?

Вам понадобятся:

  • Стакан
  • Кубики льда.

Инструкция:

1. Заполните стакан теплой водой до самого края.

2. Осторожно опустите кубики льда.

3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.

По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.

Объяснение

Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она расширяется, увеличивая свой объем (вот почему зимой могут разрываться даже отопительные трубы). Вода из растаявшего льда занимает меньше места, чем сам лед. Поэтому когда кубик льда тает, уровень воды остается примерно такой же.

Как сделать парашют


Узнайте о сопротивлении воздуха, сделав небольшой парашют.

Вам понадобятся:

  • Полиэтиленовый пакет или другой легкий материал
  • Ножницы
  • Маленький груз (возможно, какая-либо фигурка).

Инструкция:

1. Вырезаем большой квадрат из полиэтиленового пакета.

2. Теперь обрезаем края так, чтобы получился восьмиугольник (восемь одинаковых сторон).

3. Теперь привязываем 8 отрезков нитей к каждому углу.

4. Не забудьте сделать небольшое отверстие в середине парашюта.

5. Другие концы нитей привяжите на маленький груз.

6. Используем стул или находим высокую точку, чтобы запустить парашют и проверить, как он летает. Помните, что парашют должен лететь как можно медленнее.

Объяснение

Когда выпускается парашют, груз тянет его вниз, но при помощи строп парашют занимает большую площадь, которая сопротивляется воздуху, за счет чего груз медленно опускается. Чем больше площадь поверхности парашюта, тем больше сопротивляется эта поверхность падению, и тем медленнее будет опускаться парашют.

Небольшое отверстие в середине парашюта позволяет воздуху медленно проходить через него, а не заваливать парашют на одну сторону.

Как сделать торнадо


Узнайте, как сделать торнадо в бутылке с этим веселым научным экспериментом для детей. Использованные в эксперименте предметы легко найти в обиходе. Сделанный домашний мини-торнадо намного безопаснее торнадо, который показывают по телевидению в степях Америки.

В Монтессори-группе обучение ведётся от конкретного к абстрактному. Поэтому эксперименты в Монтессори-среде являются первым введением в науку. Отличительная черта Монтессори-опытов - дети обязательно участвуют в проведении, а не просто смотрят со стороны. Поэтому все эксперименты для детей от трёх до шести лет понятны и просты в исполнении. Их можно провести дома и в классе.

Эксперименты с детьми 3–4 лет

  • Что притягивает магнит.

На поднос кладут большой магнит и ставят корзину с металлическими и неметаллическими предметами.

Взрослый берёт магнит и проверяет, что он притянет. Начинают с металлического предмета: его подносят к магниту, он притягивается, его откладывают в сторону. Берут неметаллическую вещь: она не притягивается, её откладывают в другую сторону. Затем малышу предлагают сортировать самостоятельно.

Дети постарше могут сделать вывод, что магнит притягивает металл.

  • Плавает или тонет.

На поднос ставят коробку с 12 предметами, половина из которых тонет, половина - плавает, миску и кувшин с водой.

Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону. Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву. Подведите к выводу, что важен материал.

Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.

  • Эксперимент с солёной и пресной водой.

Два идентичных контейнера заполняют водой на две трети. В один кладут по ложке соли, каждый раз перемешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться и не станет оседать в виде осадка.

Берут два яйца. Одно кладут в ёмкость с пресной водой - оно тонет. Второе яйцо помещают в контейнер с солёной - оно плавает у поверхности.

Вывод: соль делает воду плотнее. Эта плотность не даёт предметам тонут. Нам проще плавать в море, чем в пресном водоеме.

  • Как пьют растения.

Налейте в стакан воду и добавьте пищевой краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Поставьте в стакан стебель сельдерея и оставьте на ночь. Утром отрежьте часть стебля. Вы увидите, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе.

Если сельдерей заменить белыми цветами, дети наглядно увидят, как пьют растения.

Опыты для детей 4–5 лет

  • Как поднять уровень воды.

Наполните стакан до самого края. Скажите детям, что, не долив ни капли, сможете сделать так, чтобы жидкость перелилась. Возьмите камень и аккуратно опустите его в стакан. Предложите малышу опускать камни. Обратите его внимание на то, как жидкость приподнимается над краем ёмкости, как бы образуя пузырь. Продолжайте, пока стакан не переполнится.

Сделайте вывод, что твёрдое тело вытесняет воду, поднимая её уровень.

  • Смешивание цветов.

Потребуются шесть маленьких стаканчиков, вода, пипетка, синяя, жёлтая и красная краска, палочки для перемешивания.

Налейте немного воды в стаканчик, капните несколько капель синей краски, перемешайте. Повторите с другими двумя стаканчиками, в один капнув жёлтую, а в другой - красную краску.

Возьмите стаканчик с синей жидкостью и перелейте часть в пустой, другую часть перелейте из стаканчика с жёлтой. Перемешайте и создайте таким образом зелёный цвет. Повторите с жёлтым и красным, а после - с красным и синим.

Предложите детям фиксировать результаты эксперимента на бумаге. Изобразите на листе три кружка: два рядом - это смешиваемые краски, один под ними - результат.

  • Конденсация.

Наполните блестящую консервную банку водой наполовину, добавьте кубики льда или снег. Поставьте в тёплое место и наблюдайте: на стенках появятся маленькие капельки.

Похожий опыт можно провести, нагрев воду в кастрюле, а затем заполнив кубиками льда. Возьмите крышку и держите над кастрюлей. Водяной пар будет подниматься и конденсироваться на крышке, а затем опять стекать в кастрюлю.

  • Наблюдение за скоростью испарения.

Налейте воду в бутылку с разметкой и поставьте в тёплое место. Отметьте уровень на следующий день. Сделайте вывод, что уровень уменьшился. Наполните две бутылки одинаковым количеством жидкости и поставьте одну - в тепло, другую - в холод. Предложите измерить количество жидкости на следующий день. Сделайте вывод о влиянии температуры на испарение.

Опыты для детей 5–6 лет

  • Огнеупорный шарик.

Потребуются два шарика. Надуйте первый шарик и попросите ребёнка поднести его к горящей свече. Шарик лопнет. В другой шарик налейте воду. Она поглотит тепло свечи, и с шариком ничего не случится.

  • Что горит, а что - нет.

Этот опыт всегда проводится под руководством взрослого. Возьмите большую миску, тонкую длинную свечу и различные материалы: бумагу, дерево, железо, воск. Ребёнок кладёт предмет в миску и поджигает, смотрит, что происходит с материалом: он горит, плавится или просто нагревается. Проведите опыт и с кубиком льда - он потушит свечу. Сделайте вывод о том, какие материалы горят.

Эти занимательные опыты в духе Монтессори познакомят детей от трёх до шести лет с основами науки.