Вин-чунь китайское боевое искусство. Основы вин чунь Все о вин чун

Из различных видов боевых искусств Китая, распространившихся во Вьетнаме, самым простым и практичным является знаменитый вид единоборства вин-чун. Всего лишь 3 удара рукой - движение локтем, движение ладонью вверх, ладонью вниз- содержат в себе сотни и тысячи вариантов взаимных превращений. Они могут быть скомбинированы различным образом как в блоки, так и в удары. Также эти три вида базисных движений могут быть модифицированы в огромное множество движений. Именно небольшое количество основных движений, которые затем можно развить до огромного количества сочетаний движений, и является сокровищем Вин Чун Кунг Фу .

Как правило, все традиционные стили боевых искусств - это всего лишь удар и отражение удара. Например, когда противник наносит удар, мы одной рукой отражаем его, а другой наносим противнику контрудар или наносим ответный удар ногой. В случае такой последовательности мы используем руку или ногу каждый раз после атаки противника (удара рукой или ногой). В этом случае одновременное отражение удара и нанесение контрудара невозможно. Это происходит потому, что вы должны одной рукой (ногой) блокировать удар противника, а другой рукой (или ногой) - нанести ответный удар. Таким образом, вы проигрываете в скорости реакции и задействуете все ваши ресурсы одновременно.

Стиль Вин Чун Кунг Фу принципиально отличается от подобных стилей боевых искусств по своей основной идее. Метод Вин Чун - это нейтрализация наступления противника и одновременно нанесение противнику контрудара. В этом и состоит замечательная суть вин-чун. Если противник наносит удар рукой или ногой, то мы можем принять любой его удар. "Принять" здесь означает привлечь к себе противника, когда он наносит удар, и в то же мгновение одновременно с этим действием нанести ответный контрудар той же рукой (ногой), которой вы привлекали противника. Возможно, этот процесс очень сложно описать, но он становится ясным при применении на практике. При обучении учитель вин-чун применяет формулу: "Да тху тык ви тиеу тху", означающую "Рука нейтрализующая есть рука атакующая". А также формулу: "Тху лыа чунг", означающую, что обе руки постоянно сохраняют положение у центральной линии груди. В ситуации, когда мы наносим удар противнику, выдвигая вперед одну из рук, эта рука должна двигаться вперед вдоль вертикальной плоскости центра тела. В любой момент противостояния с противником одна из ваших рук должна находится в центральной точке (на центральной линии) корпуса. Таким образом, наша голова и корпус становятся защищенными центральной рукой. Это имеет огромныое практическое значение в плане выигрыша по времени. Блокирование удара противника в голову и корпус рукой, находящейся у центральной линии, проводится с большей быстротой и с большей силой и мощью, чем если бы нам пришлось возвращать к центру руку из ее более дальнего положения. Таким образом, преимущество в скорости и силе стиля Вин Чун Кунг Фу достигается за счет оптимизации движений до предельно короткой дистанции взаимодействия с противником.

Преимущества боя на короткой дистанции состоят в большей скорости и мгновенной мобилизации энергии для удара или блока. Даже если противник быстро и мощно атакует, куда бы он ни нацеливался, мы делаем так, чтобы рука противника всегда оказывалась с внешней стороны той зоны, которую мы защищаем. Таким образом, мы овладеваем инициативой, преимуществом в наступлении или в защите. То есть, метод вин-чун -во время удара как бы вписываться в прямоугольник, центр которого находится в середине груди, исходя из линии меридиана, прямо в направлении противника. Например, если противник применяет удар рукой, то мы применяем метод отбрасывания руки в сторону или вверх, или удар сбоку. Этот удар относится к типу "тетива лука", то есть дугообразный удар. Существует и такое изречение: "Зи кунг фа чык, зи чык фа кунг". Что означает: круг разрушает прямую линию, прямая линия разрушает круг. Для объяснения действия Вин Чун Кунг Фу можно привести пример лука со стрелой. Когда противник нас атакует, по отношению к нам его действия подобны сгибанию бамбукового древка лука. Мы, пока противник защищен, блокируем его удары, одновременно наращивая собственную силу, подобно тому, как увеличивается упругость древка лука при сгибании. Эта сила внутри себя собирается тем больше, чем больше ударов нам приходится отражать. Одновременно наращивание этой силы приводит к готовности в нужный момент вложить всю силу в удар. Это аналогично тому, как сгибание древка лука (или натягивание его тетивы) в итоге наращивает ту силу, которая в нужный момент распрямляет лук и посылает стрелу. Наш последующий удар будет подобен выпущенной из лука стреле - сила сконцентрируется в атакующей руке, атака будет направлена по прямой линии. Когда противник открывается, мы применяем исключительно быстрый прямой удар и атакуем противника, что очень похоже на согнутый бамбук, который внезапно распрямляется с исключительной силой, нанося противнику ответный удар.

В обучении и практике Вин Чун Кунг Фу существуют несколько формул, описывающих основные идеи ведения боя. Например, формула "Лай лыу кхы тонг", что означает: "Приближаются - удерживай, отходят -догоняй", и формула: "Тхоат тху чык сунг", означающая принцип действия "отвести руку - прямо атаковать". Последнее означает, что если удар противника приближается, то нужно его отвести в сторону, а если удар противника пересекает ваш путь, то нужно помочь ему двигаться дальше по инерции. Это последнее действие может привести к потере противником равновесия, а также открывает для нашей атаки незащищенные, уязвимые места на его теле. Одновременно подобное действие не приводит к затратам скорости и энергии с нашей стороны, оставляя все силы для мгновенного атакующего удара.

Таковы методы применения движений ладонью вверх, вниз, движений локтем. Безусловно, никогда не следует делать лишние шаги вправо или влево. Движение - это всегда движение вперед, атака также всегда вперед. Рука защищающая всегда готова принять удар противника, не прилагая значительные усилия, и одновременно отталкивает руку противника в какую-либо сторону. Таков стиль вин-чун.

Принципы занимающихся Вин Чун Кунг Фу:

  • Продвигаться в обучении шаг за шагом
  • Быть честным
  • Повторять до заучивания
  • Оттачивание мастерства
  • Почитание учителя
  • Следование пути.

История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.

В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Вин Чунь, переводимом на русский язык как «Цветущая Весна». Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя – Вин-Чунь. Неполные родословные стиля, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча Истину под покровом Времени.

Впервые о Вин-Чунь узнали 300 лет назад, во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Маньчжуры, правившие Китаем, проводили политику кровавых расправ, что приводило к народным восстаниям в разные годы правления.

Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания. К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.

Для обучения традиционным методом борьбы необходимо было 10-15 лет. Пятеро монахов, собравшись вместе, обсудили и отобрали самые эффективные технические приемы для экспериментального обучения, которое сокращалось до 5-7 лет. Они тщательно выбирали учеников. Новый метод еще не успел распространиться, как войска маньчжуров начали карательную операцию Шаолинь, ставший символом воли и независимости китайцев. Их целью было уничтожение мастеров кунг-фу. Монахи и ученики стойко боролись и отразили все наступления армии императора, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. Группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла. Армия захватчиков жестоко подавила сопротивление, потопив его в крови, но пятерым монахам удалось спастись. Их имена: Ти Тин Тин Сы (Добрая Воля), Миу Хин Лао Сы(Бессмертная Кошка), Бат Ми Лао Сы(Белая Бровь), Фун Дао Дык Сы(Вежливость-Образованность) и Нгу Май Лао Ни(Цветок Май – Пять лепестков). Нгу Май ушла в храм Бат Хак (Белый Журавль) на горе Дай Лю Сы (Большая гора) провинции Ты Сюэн. Она всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре «Света сыновней почтительности» (Гунсяосы).

В это время жил человек по имени Ним Ний. Его жена умерла и он остался со своей единственной дочерью Ним Вин Чун (Вечная Весна). Они ушли в провинцию Ты Сюэн и открыли там лавочку. Ним Ний обещал выдать свою дочь за человека по имени Лыэн Бак Чу. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Ним Ний не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Вин Чун, не желая становиться его женой, бежала из дома в монастырь Бат Хак. Там она встретилась с Нгу Мэй. Вин Чун поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Вин Чун в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.

Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вин Чун, любимой ученице Нгу Мэй.
После смерти монахини в 1726 году Вин Чун продолжала совершенствовать свои тело и душу. Однажды она пошла в лес и услышала грозное рычание хищников. Осторожно раздвинув ветви, она увидела, что сражаются тигр и леопард. Они дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард – хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть, и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.

Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Вин Чун на мысль о создании еще двух стилей единоборств. Когда, вернувшись в храм, Вин Чун совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нгу Мэй и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует пяти лепесткам распустившегося цветка Мэйхуа, всегда напоминая о первом Учителе, и подразумевает пять основ восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера, и пять состояний бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Спокойствие и Смелость.

Вин Чун выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя – близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.

Вскоре Вин Чун вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Вин Чун пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.

После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.

Лыэн Бак Чу передал секреты Вин-Чунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы «Красная Джонка» и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником по имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.

Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.

Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Вин-Чунь, усилив его боевые возможности.

Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Вин-Чунь прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Вин-Чунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Вин-Чунь». Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Вин-Чунь.

Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу «Ва – Деревянные руки». Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал «руки» деревянному манекену (мокчжон).

Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу «Ва – Меняла», который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Вин-Чунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунг-фу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.

Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, «Ва – Деревянные руки» привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Вин-Чунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику «липких рук» в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку. Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол. Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил «Ва – Деревянные руки», каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Вин-Чунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. «Ва – Деревянные руки», вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда «Ва – Деревянные руки» вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Вин-Чунь и каковы его способности. «Ва – Деревянные руки» этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.

После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ – одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Вин-Чунь.

Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Вин-Чунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Вин-Чунь.

По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Один из его учеников был Брюс Ли.

Современные представления о Вин-Чунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах

Вин Чунь (wing tsun), что в переводе означает «вечная весна» – один из видов единоборства китайской школы , получивший широкое распространение и популярность среди жителей «Поднебесной», а также по всему миру, благодаря известному мастеру Ип Ману из Фошани, учеником которого был небезызвестный нам Брюс Ли, ставший впоследствии легендой Вин Чунь Куен Пай (кулак вечной весны).

Связано это в первую очередь с тем, что данное направление боевого искусства не включает в свой состав сложных движений и приёмов, отличается красивым исполнением различных комбинаций ударов и позиций защиты.

Отличительные черты


Вин Чунь, как боевое искусство, предполагает быструю победу над противником без ущерба для себя.

В овладении данным стилем делается упор не столько на развитие физических качеств, сколько на совершенствование техники ведения боя, которая включает в себя стремительные удары и глухую защиту.

Обратить натиск противника против него самого, даже если он превосходит в весе и физическим показателям – таков один из основных приемов Вин Чунь.

Принято считать, что Вин Чунь относится к стилю шаолиньского Кунг-Фу. Википедия дает определение данному виду единоборств, как прикладное направление Ушу, но, тем не менее, ключевые тактические приемы и методы во многом разняться с Шаолиньсы цюань (шаолиньское ушу).

Данный стиль вобрал в себя уникальные приемы, которые не встретишь в других направлениях Кунг-Фу. Перечислим отличительные черты Вин Чунь: бой ведется на ближних и средних дистанциях, манера ведения схватки отличается натиском, и в то же время может переходить на умеренный темп. Поединок, как правило, не носит затяжной характер, а, напротив, рассчитан на кратковременный исход.

Особенности техники


Техника нанесения ударов данного стиля имеет свои уникальные особенности, присущие лишь ему одному.

В основу всех движений положен принцип экономии сил, что позволяет находиться в выгодном положении в схватке с противником.

Еще одна особенность – выбор наиболее минимального расстояние для нанесения удара. Такой прием дает возможность опередить противника и застать его врасплох.

В то время когда соперник находится в смятении, следует жесткая серия ударов. Ключевым моментом, на который нужно обратить особое внимание, является так называемая техника овладения центральной линии.

Указанная линия представляет собой прямую линию, идущую от центральной оси вашего тела по направлению к лицу вашего противника.

Центральная линия служит для того, чтобы четко определить направление удара, какую позицию нужно занять, в какую сторону от линии сместиться и четко определиться с положением рук при ударе или защите.

В том случае, если вам удалось обеспечить защиту центральной линии, то направление удара противника сместиться вправо или влево, что даст вам возможность выбрать правильный стиль действий и обеспечить свою защиту.

Захват центральной линии также позволит вам наносить удары по противнику с минимального расстояния. Кроме этого, для того чтобы полностью овладеть ситуацией, применяют технику липкие руки – Шисао.

Данный прием помогает заметно увеличить чувствительность рук и обрести контроль своего тела при полной расслабленности и спокойствии, что позволит вам манипулировать противником и контролировать его действия.

Предпосылки появления

В технику данного боевого искусства заложены, в первую очередь принципы самообороны.

Поэтому и создавался данный стиль для обеспечения своей защиты с минимальным ущербом для своего здоровья.

Стиль Вин-Чунь отличается различными видами ударов, которые являются недопустимыми для спортивных видов боевых искусств. Поэтому его нельзя отнести к таковым ещё и по той простой причине, что при использовании различных средств защиты, выполнение большинства ударов в Вин-Чунь утрачивает свою эффективность.

Вин Чунь получил широкое распространение по всему миру. Многие годы проводятся соревнования по этому боевому искусству при поддержке международной организации китайских единоборств. Все больше и больше людей хотят постичь китайскую мудрость и силу, скрытую в этом замечательном восточном стиле борьбы.

Вин-Чунь - китайская школа ушу название которой можно наиболее точно перевести как «Вечная весна». Вин Чунь - по своему уникальный вид единоборства, органично сочетающий рациональную технику с четко выстроенной теорией. Для этого стиля характерно ведение ближнего контактного боя, где используются быстрые удары и плотная защита в комбинации с достаточно подвижной стойкой. Традиционно происхождение стиля связывают с находившимся в провинции Фуцзянь монастырём Южный Шаолинь. Существует несколько версий появления этого стиля. Согласно одной версии, стиль преподавался жителям близлежащих деревень настоятелем Южного Шаолиня Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики. Исходя из другой легенды стиль был создан пятью мастерами этого монастыря, которые разработали его в Зале Восхваления Весны. Легенда номер три гласит, что стиль создала женщина Янь Юнчунь то ли на основе учения отца(бывшего южношаолинского послушника), то ли исходя из науки монахини Умэй. Однако в первой трети ХХ века были проведены исследования, результатом которых стало опровержение существования Южного Шаолиня, как такового. А все перечисленные персонажи не более, чем вымысел.

Более-менее достоверно историю стиля можно проследить лишь с конца XVIII века. Распространителями его стали актёры бродячей труппы «Красная джонка». Стиль странствовал вместе с актерами труппы и в первые десятилетия XIX века его изучали разные люди во всех концах провинции Гвандунь. Стиль использовался всеми слоями населения. В середине XIX века два актера труппы покинули театр и переехали в город Фошань. Здесь они обучили вин-чуню аптекаря Лян Цзаня. А он, в свою очередь, стал победителем во многих боях и стал известен как «король винчуня». Он частным порядком обучал в своей аптеке желающих постич данный стиль. Оставив свой бизнес и вернувшись в свою родную деревню Лян Цзань обучил своему стилю многих своих односельчан. Именно Фошань стала родиной наиболее известной на сегодня версия юнчунь. Самым известным из выходцев фошанской школы является Е Вэнь, более известный как Ип Ман. Начиная с 1949 года и до самой своей смерти Ип Ман преподавал в Гонконге юнчунь, подготовив огромное множество известных сегодня мастеров и просто бойцов. На сегодня в Гонконге существует множество секций винчунь, где преимущественно преподают ученики Ип Мана. Но вместе с тем также много секций, где преподают представители других направлений Вин Чунь. Наверное, наиболее известным на Западе учеником Патриарха Вин Чуня является Ли Сяо Лун, более известный нам как Брюс Ли. Патриарх Ип Ман закономерно считается основателем современного вин чунь. И дело даже не в том, что большинство современных ветвей этого стиля восходят или к нему, или к его ученикам. Личный вклад этого человека в развитие стиля переоценить невозможно. Фактически Ип Ман это прежде всего человек, выведшим вин чунь из тени и показавшим миру его силу и красоту. Вьетнамское направление винчунькуэн ведет свою историю с 1939 года, когда легендарный китайский мастер Жуань Цзиюнь, приехал в Ханой по просьбе Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме. На сегодняшний день существует множество ветвей стиля вин чунь, ниже некоторые из них:

  • Кулак вечной весны Ип Мана.
  • Кулак вечной весны провинции Фуцзянь.
  • Кулак вечной весны Фэн Шаоцина.
  • Кулак восхваления весны рук Будды.
  • Кулак восхваления весны деревни Гулао.
  • Малайский вэнчунькуэн.
  • Кулак восхваления весны Юго-Восточной Азии.
  • Вьетнамский винчунькуэн.
  • А также стили различных семей.

Система боя вин чунь кунг-фу это во многом уникальное боевое искусство. В вин чунь сочетается очень агрессивная манера ведения схватки с мягкостью, рассчитанная на пресечение боя в минимальные сроки, Также вин чунь характеризуется виртуозной техникой боя на средней и ближней дистанциях. Как известно, в ударных стилях средняя дистанция является наиболее опасной, т. к. на этой дистанции крайне тяжело защищаться от ударов противника. В каратэ, боксе, кикбоксинге, и в многих других стилях кунг-фу боец задерживается на средней дистанции не дольше, чем это нужно для проведения быстрой комбинации, рубки или размена ударами. После этого проводиться уход на дальнюю дистанцию или клинч. Не стоит забывать, что клинч, как правило, ведёт к переходу в партер, что является опасным в реальном поединке, особенно с представителями борцовских стилей. Вин чунь кунг фу обладает особенной техникой боя, дающей возможность обезопасить себя на этой предельно опасной дистанции. Для техники боя в вин чунь характерен принцип одновременного использования обеих рук приводящих к сковывание рук противника с одновременной атакой. В технике кунг фу вин чунь практически отсутствуют пассивные способы защиты. Любая защита одновременно является и нападением, что экономит время и не позволяет сопернику перехватить инициативу, навязывая ему способ боя, выгодный вам. Для большинства ударных стилей, как то бокс, каратэ, кикбоксинг и других боевых искусств характерны периодические размены ударами. Результат таких разменов довольно сложно предсказать т.к. часто выигрывает противник, обладающий более высокой скоростью, большей силой, большое значение имеет случай. Техника вин чунь позволяет уклоняться от разменов ударами и рубки. На первый план выходит используемая техника, а не принцип "кто быстрее и сильнее, тот и победил". Как следствие, это помогает побеждать более сильных, быстрых и крупных соперников. Стоит обратить особое внимание на технику проведения ударов в вин чунь. Она отличается от общепринятой для ударных стилей. Все удары подобраны с использованием принципа экономии энергии и достигают цели по кратчайшей траектории, что в свою очередь позволяет опережать действия противника. Атака обычно проводится по уже обездвиженному противнику когда он не способен эффективно ответить. При передвижениях и ударах используется принцип захвата центральной линии, что способствует правильному распределению сил. Косвенным образом это приводит к постоянному прессингу и выведению противника из равновесия, зачастую даже без специальных захватов и рывков. Техника и базовые принципы вин чунь построены на учении о гармонии Инь-янь. Вин чунь - это, в первую очередь, система самообороны, нацеленная на максимально быстрое пресечение боя. В вин чунь используются приемы боя, запрещенные в чисто спортивных дисциплинах, такие как удары в горло, пах, глаза, по болевым точкам, захваты и изломы мелких суставов и костей и т.п. Поэтому техника вин чунь не эффективна в спортивных поединках, так как теряется его основная направленность и потенциал. При тренировке адептами вин чунь большое внимание уделяется работе с захватами, ударам ребром ладони и пальцами и т.п. При использовании защитных средств как то боксерские перчатки, накладки, бинтования рук использование большинства техник вин чунь становится невозможным. Использование поединков, в которых действуют спортивные правила можно использовать разве что в тренировочных целях. Отличительной чертой тренировки в вин чунь является Чи Сао - набор упражнений проводимых в паре и помогающих развить и отточить изучаемые теории и техники. Чи Сао развивает реакцию, чувствительность и координацию, учит правильно применять собственную силу, справляться с превосходящей физической силой противника и использовать преимущества возможной короткой и средней дистанции.

Если верить истории, дошедшей до нас, боевая система Вин-Чун была создана, где – то в начале восемнадцатого века китайской монахиней по имени Нг Муй, которая была послушницей монастыря Шаолинь. Спустя некоторое время Нг Муй решила передать свои знания деревенской девушке по имени Йим Юн Чун, которая в последствии победила сельского парня назойливо пристававшего к ней.

До начала 50-х годов прошлого века данная системе распространялась только в узком кругу и уж тем более была недоступна европейцам и американцам. Патриархом современной истории Вин-Чун считают и не без основания известного всему миру великого мастера Ип Мана. У этого прославленного мастера занимался кумир многих поклонников различных единоборств киноактер Брюс Ли.

  • Дим Мак – “отсроченная смерть” секретное боевое искусство

Техника стиля Вин-Чун уже давно признана безупречной. Здесь нет ничего лишнего, все движения предельно рациональны, экономичны и к тому же эффективны. Бой в заданном стиле очень скоротечный и заканчивается не отбиваемым ударом.

Высшим мастерством принято считать умение чувствовать руки противника. Иногда ведущие специалисты на семинарах употребляют выражение “считайте мысли по рукам противника”. И это не безосновательно, так как обучаемые особое внимание уделяют развитию чувствительности рук. Также естественным образом все те навыки, которые получают ученики, незаметно для них переходят в их ежедневную бытность.

Вы приобретаете навык чувствовать любую важную для жизни ситуацию, стараетесь избежать всевозможных острых углов и в нестандартной ситуации всегда сможете найти правильное решение и в итоге выиграть. Данный стиль относят к «внутренним». Здесь стараются не противостоять силе, а наоборот использовать силу противника для достижения победы над ним.

Свое признание в мире боевых искусств Вин-Чун заслужил благодаря своей простоте и практичности техники, которая в свою очередь нацелена только на одно: выведение из строя противника максимально короткое время. Цель во время поединка бойца данного стиля довольно проста – быстро войти в ближний контакт с противником и, не давая возможность оппоненту развязать атаку, провести серию сокрушительных ударов по уязвимым местам. В конечной фазе схватки опрокинуть его на землю, лишив его возможности сопротивляться, нанести серию финальных ударов.