Содержание рассказа мишкина каша. Школьное чтиво: "Мишкина каша". Неизвестные слова и их значение

Рассказ о двух мальчиках Мише и Коле. Мама Коли уезжает на два дня и оставляет мальчиков одних хозяйничать, объяснив, как варить кашу. Ребята весь день отдыхали на речке, ловили рыбу, а когда проголодались, взялись за дело. Не такое и простое это, оказалось дело, готовить – каша у них оказалась как живая, все хотела из кастрюли удрать, пескари к сковороде прилипали, а масло горело синим пламенем.

Сюжет рассказа прост, он повествует нам о том, что мать главного героя по имени Коля, вынуждена уехать на пару дне. Уезжая, она оставляет своего сына

С другом одних. Мальчишки не расстроены, а наоборот стараются поскорее проводить маму. Не дослушав ее наставления о том, как варить кашу, друг Коли перебивает женщину словами “Чего там ее варить!”.

На первый взгляд Мишка может показаться нам хвастунишкой, но это не так, он просто очень энергичен и любит пробовать что-то новое. С уверенностью в успехе, он начинает варить кашу, и тут же его ожидает неприятность. Каша начала выползать из кастрюли.

Перед нами два героя. Смущающийся и растерявшийся Коля и уверенный в своей победе Мишка. Мальчики начинают ссориться у колодца, когда хотят налить в кастрюлю воды. Коля

По неосторожности чуть не столкнул кастрюлю в колодец. После ссоры у колодца, Мишка с уверенностью берется за жарку карасей и тут его подстерегает провал. Еда подгорает.

Носов рисует героя Мишку уверенным и сильным человеком, который готов взяться за любое дело, даже если не знает, как с ним справится, а Колька, не смотря на их конфликт, все равно продолжает верить и выполняет его указания.

Мне, несомненно понравилось произведение автора. На мой взгляд автор показал нам не только. умение не сдаваться и не отступать от поставленной цели, но и быть дружным и идти до конца. Мальчишки, путем ошибок и проб хоть и ссорятся, но все равно остаются большими друзьями. В наше время дружба не ценится. Если у тебя нет дорогого телефона, с тобой отказываются дружить. В наши дни дружба приняла расчетливый характер.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Рассказ о двух мальчиках Мише и Коле. Мама Коли уезжает на два дня и оставляет мальчиков одних хозяйничать, объяснив, как...
  2. После неудачного испытания паровой машины два закадычных друга Мишка и Коля решают сделать инкубатор, чтоб выводить цыплят. Из кучи старой...
  3. Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа....
  4. Вот эта книжка в детстве была одной из моих любимых. Сейчас вспоминаю, не могу точно сказать чем она мне так...

Этот рассказ Носова знаком многим. Мама рассказала двум друзьям, как варить кашу и ухала на 2 дня. Мальчики развлекались, а когда захотели кушать – принялись варить кашу. Оказалось это не так просто, как кажется.

Рассказ Мишкина каша скачать:

Рассказ Мишкина каша читать

Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.

Это очень хорошо, что ты приехал, - сказала она. - Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?

Конечно, проживём, - говорю я. - Мы не маленькие!

Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?

Сумеем, - говорит Мишка. - Чего там не суметь!

Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

Сварим и кашу. Чего там её варить! - говорит Мишка. Я говорю:

Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.

Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!

Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил.

Зачем, - думаю, - раз Мишка знает.

Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на реку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей.

Постой, - говорю я. - А обед кто будет варить, если мы на реку уйдём?

Чего там варить! - говорит Мишка. - Одна возня! Съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. Кашу можно без хлеба есть.

Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!

Ну, Мишка, - говорю, - ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

Давай кашу, - говорит Мишка. - Кашу проще всего.

Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

Не много ли воды? - спрашиваю. - Размазня получится.

Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?

Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

Не знаю, - говорит Мишка, - с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.

Мишка, - говорю, - куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

Не знаю, - говорит. - Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

Наверно, испарилась, - говорит Мишка. - Надо ещё подлить.

Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили - смотрим, опять каша наружу лезет.

Ах, чтоб тебя! - говорит Мишка. - Куда же ты лезешь?

Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.

Вот видишь, - говорит, - ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.

Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

Да, - говорит Мишка, - кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: “Клади, говорит, побольше. Есть хочется!”

А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.

Ну и сварю, не мешай только.

Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.

Я не вытерпел и говорю:

Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.

Так то, - говорю, - в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.

А нам-то куда спешить?

Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.

Успеешь, - говорит, - выспаться.

И снова бух в кастрюлю воды. Тут я понял, в чём дело.

Ты, - говорю, - всё время холодную воду льёшь, как же она может свариться.

А как, по-твоему, без воды, что ли, варить?

Выложить, - говорю, - половину крупы и налить воды сразу побольше, и пусть себе варится.

Взял я у него кастрюлю, вытряхнул из неё половину крупы.

Наливай, - говорю, - теперь воды доверху. Мишка взял кружку, полез в ведро.

Нету, - говорит, - воды. Вся вышла.

Что же мы делать будем? Как за водой идти, темнота какая! - говорю. - И колодца не увидишь.

Чепуха! Сейчас принесу!

Он взял спички, привязал к ведру верёвку и пошёл к колодцу. Через минуту возвращается.

А вода где? - спрашиваю.

Вода... там, в колодце.

Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

И ведро, - говорит, - в колодце.

Как - в колодце?

Так, в колодце.

Упустил?

Упустил.

Ах ты, - говорю, - размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать?

Чайником можно. Я взял чайник и говорю:

Давай верёвку.

А её нет, верёвки.

Где же она?

Где - там?

Ну... в колодце.

Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

Стали мы другую верёвку искать. Нет нигде.

Ничего, - говорит Мишка, - сейчас пойду попрошу у соседей.

С ума, - говорю, - сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.

Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы! Мишка говорит:

Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды.

Я говорю;

Ты не рассуждай, а ищи верёвку.

Где же её искать? Я везде смотрел. Давай леску от удочки привяжем к чайнику.

А леска выдержит?

Может быть, выдержит.

А если не выдержит?

Ну, если не выдержит, то... оборвётся...

Это и без тебя известно.

Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу. Я опустил чайник в колодец и набрал воды. Леска натянулась, как струна, вот-вот лопнет.

Не выдержит! - говорю. - Я чувствую.

Может быть, если поднимать осторожно, то выдержит, - говорит Мишка.

Стал я поднимать потихоньку. Только приподнял над водой, плюх - и нет чайника.

Не выдержала? - спрашивает Мишка.

Конечно, не выдержала. Чем теперь доставать воду?

Самоваром, - говорит Мишка.

Нет, уж лучше самовар просто бросить в колодец, по крайней мере возиться не надо. Верёвки-то нет.

Ну, кастрюлей.

Что у нас, - говорю, - по-твоему, кастрюльный магазин?

Тогда стаканом.

Это сколько придётся возиться, пока стаканом воды наносишь!

Что же делать? Надо ведь кашу доваривать. И пить до зарезу хочется.

Давай, - говорю, - кружкой. Кружка всё-таки больше стакана.

Пришли домой, привязали леску к кружке так, чтоб она не переворачивалась. Вернулись к колодцу. Вытащили по кружке воды, напились. Мишка говорит:

Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так, кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные...

Я говорю:

Нечего тут на людей наговаривать! Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой.

Мишка принёс кастрюлю и поставил на край колодца. Я её не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.

Ах ты, растяпа! - говорю. - Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми её в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.

Мишка взял кастрюлю и отошёл от колодца. Я натаскал воды.

Пришли мы домой. Каша у нас остыла, печь погасла. Растопили мы снова печь и опять принялись кашу варить. Наконец она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: “Пых, пых!”

О! - говорит Мишка. - Хорошая каша получилась, знатная!

Я взял ложку, попробовал:

Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

Мишка тоже хотел попробовать, но тут же выплюнул.

Нет, - говорит, - умирать буду, а такую кашу не стану есть!

Такой каши наешься, и умереть можно! - говорю я.

Что ж делать?

Не знаю.

Чудаки мы! - говорит Мишка. - У нас же пескари есть!

Я говорю:

Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнёт.

Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро - раз, и готово.

Ну, давай, - говорю, - если быстро. А если будет, как каша, то лучше не надо.

В один момент, вот увидишь.

Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им.

Умник! - говорю. - Кто же рыбу без масла жарит! Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорее зажарились. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки - масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас во всём доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались.

Ну, - говорит Мишка, - что теперь жарить будем?

Нет, - говорю я, - больше я тебе ничего жарить не дам. Мало того, что ты продукты испортишь, так ты ещё пожар устроишь. Из-за тебя весь дом сгорит. Довольно!

Что же делать? Есть-то ведь хочется! Попробовали мы сырую крупу жевать - противно. Попробовали сырой лук - горько. Масло попробовали без хлеба есть - тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было.

Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.

Не смей! - говорю. - Сейчас я пойду к хозяйке, тёте Наташе, попрошу, чтобы она нам кашу сварила.

Мы пошли к тёте Наташе, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у неё на огороде выполем, только пусть она поможет нам кашу сварить. Тётя Наташа сжалилась над нами: напоила нас молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать. Мы всё ели и ели, так, что тёти Наташин Вовка на нас удивлялся, какие мы голодные были.

Наконец мы наелись, попросили у тёти Наташи верёвку и пошли доставать из колодца ведро и чайник. Много мы провозились и, если бы Мишка не придумал якорёк из проволоки смастерить, так бы ничего и не достали. А якорьком, как крючком, подцепили и ведро и чайник. Ничего не пропало - всё вытащили. А потом мы с Мишкой и Вовкой сорняки на огороде пололи.

Мишка говорил:

Сорняки - это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!

Носов Н., рассказ "Мишкина каша"

Жанр: юмористический рассказ для детей

Главные герои рассказа "Мишкина каша" и их характеристика

  1. Коля. Мальчик веселый, беззаботный, рассудительный.
  2. Мишка. Веселый озорник, хвастливый и легкомысленный. Сперва делает, а потом думает. Заводила всех проказ и игр.
План пересказа рассказа "Мишкина каша"
  1. Отъезд мамы
  2. День на речке
  3. Мальчики варят кашу
  4. Каша убегает
  5. Кончилась вода.
  6. Ведро в колодце
  7. Чайник в колодце
  8. Невкусная каша
  9. Сгоревшие пескари
  10. Голодный сон
  11. Завтрак у тети Наташи
Кратчайшее содержание рассказа "Мишкина каша" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Коля и Мишка остаются одни на даче и целый день проводят на речке.
  2. Вечером Мишка начинает варить кашу, но каша все время убегает
  3. Вода кончается и мальчики роняют в колодец ведро и чайник
  4. Мальчики сварили кашу, но каша получилась несоленой и горькой
  5. Мальчики сожгли пескарей и легли спать голодными
  6. Мальчиков накормила завтраком тетя Наташа.
Главная мысль рассказа "Мишкина каша"
Если не умеешь что-то делать, не берись.

Чему учит рассказ "Мишкина каша"
Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.

Отзыв на рассказ "Мишкина каша"
Мне очень понравился этот рассказ. Его главные герои мне также понравились, хотя конечно история с кашей получилась очень смешная. Зато после этого мальчики наверняка поняли, что нельзя сразу научиться делать то, чего не умеешь. Что надо слушать внимательно советы, которые дают знающие люди. Рассказ очень поучительный и занимательный.

Пословицы к рассказу "Мишкина каша"
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Скоро, да неудачливо.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Мишкина каша"
Однажды к Коле на дачу приехал друг Мишка, которому мальчик очень обрадовался. Мама тоже обрадовалась Мишке, потому что собиралась уезжать в город. Она спросила, проживут ли мальчики два дня одни, и те конечно ответили, что легко.
Мишка пообещал, что сварит такую кашу, что пальчики оближешь. Поэтому, когда мама объясняла, как варить кашу, никто ее не слушал, зачем, если Мишка и так все знает.
Утром мальчики первым делом пошли рыбачить. Целый день они провели на речке, купались, загорали, поймали десяток пескарей и вернулись очень голодными.
Мишка сразу начал варить кашу. Он насыпал полную кастрюлю крупы, налил доверху воды и велел Коле, смотреть за печкой.
Мальчики подложили дров и стали смотреть на кастрюлю. Вдруг крышка кастрюли поднялась и каша стала вываливаться наружу. Воды в кастрюле уже не было, а была только твердая крупа. Мальчики решили, что вода испарилась. Мишка переложил лишнюю кашу в тарелку и налил в кастрюлю еще воды.
Скоро каша снова полезла наружу. Они снова стали откладывать лишнюю кашу, а в кастрюлю подливать воды. Скоро все тарелки были завалены кашей.
Наконец Коля понял, что надо вывалить половину крупы и налить воды. Но вода кончилась. На улице было темно, но Мишка взял спички, ведро, к которому привязал веревку и пошел к колодцу.
Скоро он вернулся, но без воды. Оказалось, что ведро он уронил в колодец. Мальчики решили достать воды чайником. Но возникла другая сложность, второй веревки не было. Теперь уже мальчикам захотелось не только есть, но и пить. Они привязали к чайнику леску и вместе отправились к колодцу.
Они опустили в колодец чайник, но когда стали поднимать, леска порвалась и чайник улетел в колодец.
Идею достать воду самоваром Коля отверг и решил использовать кружку. Друзья вытащили две кружки воды и напились. Потом Мишка принес кастрюлю и поставил ее на край колодца. А Коля едва не столкнул кастрюлю в колодец.
Наконец мальчики набрали воды и снова поставили кастрюлю на печь. Каша получилась горькая и несоленая. Есть ее было не возможно.
Тогда Мишка предложил зажарить пескарей. Он почистил рыбу и положил ее на сковороду. Но когда стал переворачивать, оказалось, что пескари прилипли к сковороде. Коля напомнил про масло и Мишка плеснул на сковороду масло. Потом он сунул сковороду прямо в печь и масло вспыхнуло. Залить масло было нечем, ведь вода кончилась. Пескари сгорели.
Мальчики погрызли лук, пожевали сырую крупу, облизали банку из-под варенья и легли спать голодными.
Утром Мишка снова собрался варить кашу, но Коля его решительно остановил.Он повел Мишку к тете Наташе и та накормила мальчиков
Потом мальчики вытащили крючком ведро и чайник и пошли к тете Наташе полоть сорняки.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Мишкина каша"

«Мишкина каша».

Николай Носов.

Краткое содержание рассказа: рассказ о двух мальчиках Мише и Коле. Мама Коли уезжает на два дня и оставляет мальчиков одних хозяйничать, объяснив, как варить кашу. Ребята весь день отдыхали на речке, ловили рыбу, а когда проголодались, взялись за дело. Не такое и простое это, оказалось дело, готовить – каша у них оказалась как живая, все хотела из кастрюли удрать, пескари к сковороде прилипали, а масло горело синим пламенем.

Главные герои: Миша и Коля.

Коля – добрый, терпеливый, надежный, серьезный.

Мишка – беспокойный, энергичный, уверенный в своих силах, деятельный, неунывающий.

«Веселая семейка».

Николай Носов.

Главные герои: Миша и Коля, их одноклассники.

Характеристика героев: с широкими интересами, любопытные, решительные, честные, организованные, терпеливые.

Одноклассники: надежные, серьезные, готовые поддержать, добросовестные, тактичные.

Краткое содержание повести:

Миша и Коля задумали смастерить инкубатор, чтобы выводить цыплят. Они прочитали, как самим сделать это устройство, сделали его, съездили в деревню за свежими яйцами и начали дежурить у инкубатора. Ребята дежурили днем и ночью. Особенно трудно им приходилось по ночам. Надо было каждые три часа переворачивать яйца, чтобы они не «задохнулись», вернее, не задохнулись зародыши, которые уже начали развиваться в яйцах. На помощь мальчикам пришли одноклассники. Цыплята благополучно вывелись.

«Приключения Толи Клюквина».

Николай Носов.

Краткое содержание рассказа: веселая история о злоключениях Толи Клюквина, который собрался идти к другу играть в шахматы. По пути дорогу ему перебежала черная кошка и Толя, поверив дурному знаку и испугавшись последствий, взял и свернул в другую сторону и попал в такие переделки, какие он и представить себе не мог.

Характеристика Толи: имеющий богатое воображение, легкомысленный, обидчивый, смелый.


«Витя Малеев в школе и дома».

Николай Носов.

Главные герои повести: Витя Малеев и Костя Шишкин.

Характеристика главных героев:

Витя – спокойный, рассудительный, целеустремленный, дружелюбный.

Костя – слабохарактерный, деятельный, энергичный, озорной.

Краткое содержание повести: книга о двух школьных друзьях: Вите и Косте. Витя учится очень хорошо, а Костя не успевает по русскому языку и постоянно получает двойки. Из-за этого он стал списывать домашние задания, прогуливать уроки, когда должен быть диктант, не ходил в школу, обманывал всех, что болен. Стать лучше Косте помог Витя, который стал заниматься с другом после уроков русским языком. В результате друзья окончили четвертый класс на одни пятерки.


Папа, мама, восемь детей и грузовик».

Анне – Катрине Вестли.

Краткое содержание повести: это повесть о необычной семье – папе, маме и восьмерых детях, чьи имена начинаются с буквы М – Марен, Мартин, Мона, Мадс, Милли, Мина, Марта, Мортен, их бабушке и грузовике, на котором папа зарабатывает деньги и о собаке по кличке Самоварная Труба. Восемь братьев и сестер – такое не часто встретишь. И хотя они обитают в квартире, где есть только одна комната, на жизнь не жалуются и ссорятся очень редко.

Характеристика членов семьи: добрые, внимательные, отзывчивые, надежные, веселые.


Фабула рассказа «Мишкина каша» обыденна: мама Коли уезжает на два дня, оставляя сына и его друга похозяйничать самостоятельно. Ребята ничуть не опечалены: «Чего там не суметь!» - приготовить обед; «Чего там ее варить!» - говорит Мишка, удивляясь, что мама друга пытается еще что-то объяснить о том, как варят кашу, беспокоится, что дети не сумеют. Главное здесь увидеть, что Мишка вовсе не хвастун. Он просто не может представить, что не справится с такой ерундой - сварить кашу. Он человек беспокойный, энергичный, реактивный, готов к риску, призван быть открывателем. С энергичной беспечной уверенностью он и берется варить кашу. И… спотыкается: каша начинает выползать из кастрюли. Мишка отбавляет размокшую крупу в тарелки, доливает воды, но она все ползет и ползет… «Взявшись за гуж, не говори, что не дюж». Мишка, конечно, чуточку растерялся, но продолжает увлеченно выполнять взятую на себя роль. Вслушаемся в диалог героев. Коля говорит:

« - Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

Да, - говорит Мишка, - кажется, я немного много крупы переложил. Это все ты виноват: «Клади, говорит, побольше. Есть хочется!»…

Я не вытерпел и говорю:

Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел…»

Здесь все изумительно точно: смущенный, даже растерянный Коля и ни секунды не сомневающийся в успехе Мишка. Какой изумительный бросок мысли в сторону ресторана: не только переключение внимания собеседника, но и поднятие планки трудности выполняемой работы. А ситуация все усложняется. «Вытащив по кружке воды, напились. Мишка говорит: «Когда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уж не хочется, потому что люди от природы жадные…» Мишка понял провал. Он молчаливо исполняет предложения Коли, близкие к распоряжению: приносит кастрюлю с кашей к колодцу, чтобы прямо в нее наливать воду, а не бегать с кружкой в дом. А Коля, не заметив кастрюлю, чуть не столкнул ее в колодец и уже откровенно сердится. «Ах ты, растяпа! - говорю. - Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми ее в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец. Мишка взял кастрюлю и отошел от колодца…» В этот кульминационный момент Мишка особо выразителен уже тем, что сконфужен и посрамлен. Но он готов к дальнейшим действиям и реализует свою готовность: жарит-сжигает пескарей. А после этого спрашивает друга: «Ну, - говорит Мишка, - что теперь жарить будем?» «Как хорошо. Просто здорово. Мишка не растерялся. Никогда нельзя теряться. Конечно, Мишке туговато. Но зато он узнал, что Колька-друг, верит ему, а сам он на ошибках характер укрепил. Я думаю, он сильный. Мало ли что не вышло. Главное - не отступил», - так ответил на вопрос «Что можно сказать о Мишкином характере?» второклассник Дмитрий. Дети чувствуют: Мишка - полнокровный деятельный человек. В его действиях нет внутреннего конфликта между желанием что-то сделать и непригодностью человека к делу. Здесь перед нами упорное движение вперед к знанию. К пониманию. Самодвижение, самоопределение при сохранении веры в свои силы, если нравственна цель. Поэтому так естествен одобрительный смех, смех-радость, которым, как правило, и реагируют дети на чтение этого и других произведений о Мишке и его друге Коле.