Китайское чаепитие. Чайная церемония в Китае – красивейшее событие

На родине чая, в Китае, этот напиток считается культовым. На протяжении многих тысячелетий народом Поднебесной собирались и затем обрабатывались листья, произрастающие на чайном дереве.

Кроме этого, постепенно зарождалась целая система знаний. В их числе было и проведение китайской чайной церемонии. Причем пили этот напиток как императоры, так и простые крестьяне.

Первооткрыватель чая

Этот бодрящий и тонизирующий напиток в Китае обладает большой популярностью. Его открытие приписывают Шень-Нуну - мифическому императору, который правил страной приблизительно в 2700 году до н. э. Легенды гласят о том, что этот повелитель Поднебесной - отец китайской медицины и божественный землепашец. На протяжении своей жизни им были опробованы различные виды растений и изучены их полезные свойства, которым он и обучал народ. Согласно преданию, Шень Нун обладал змеиным телом, имел человеческое лицо, расположенное на бычьей голове, носом тигра, а его живот был из прозрачного нефрита.

История открытия чая

По поводу появления у народа Поднебесной этого культового напитка существует сразу две легенды. Согласно первой из них, император Шень Нун пожевал ароматные, но горькие на вкус листья, облетевшие с растущего недалеко от него куста. Сделал он это в поисках лекарства, попробовав очередное растение и отравившись им. Листья, которые он использовал для облегчения своего состояния, сделали его бодрым и придали силы. И позднее это средство было постоянно при императоре. Он носил с собой листья чайного дерева и жевал их после того, как пробовал новые, неизведанные для него травы.

Существует и второй вариант легенды. Он рассказывает нам, как листья чайного дерева ветром занесло в котелок, в котором кипела вода. Шень Нун заметил, что постепенно она приобрела золотистый цвет. Император испробовал получившийся ароматный и вкусный напиток и ощутил после этого бодрость.

Открытие чая Бодхихармой

Существует и еще одна легенда. Она повествует нам о том, что впервые чай открыл монах Бодхихарма. Им было принято решение о проведении непрекращающихся молений Будде. Однако после четырех лет медитации монах все же уснул. Проснувшись в гневе от того, что нарушил свой обет, Бодхихарма отрезал себе веки, бросив их на землю. В этом месте выросло два чайных дерева.

Появление традиций

В период правления династии Хань с 221 по 206 г. до н. э. китайцы активно изучали те свойства, которыми обладает чай. При этом они все больше расширяли свои познания в сфере выращивания этого растения и переработки сырья. Далее, в эпоху Троецарствия (221-277 гг.), удивительный тонизирующий напиток начал заменять вино на пирах. Тогда же и берет начало история возникновения китайской чайной церемонии.

В 618-907 гг., в эпоху правления Тан, это растение почитали как еду и лекарство. И только позже листья чайного дерева начали собирать только для приготовления напитка. Причем относились к нему как к чудесному и удивительному средству, питающему жизнь.

Развитие традиций

«Семейное сплочение»

Во время проведения свадьбы чайная церемония способствует знакомству семей молодоженов.

«Передача опыта и мудрости»

Нередко в чайных церемониях Поднебесной участвуют молодые люди и пожилые. Подобная церемония позволяет распространять и сохранять традиции, а также передавать молодому поколению тот жизненный опыт, который составляет культурное наследие великой страны.

Ноя 12, 2017

С давних времен в Китае существует перечень вещей, «потребных ежедневно». В нем 7 позиций, одну из которых (наравне с дровами, солью, рисом, соевым соусом, уксусом и маслом) занимает чай. Его пьют дома и на официальных мероприятиях, встречают этим напитком высоких гостей, используют в буддизме для проведения различных ритуалов и в медицине как лечебное средство и даже противоядие.

В китайской культурной традиции чайная церемония (она называется Гунфу Ча ) имеет большое значение. Ее принципы, главный из которых – восхищение вкусом напитка, были заложены несколько тысячелетий назад и претерпели за это время не так уж много изменений.

По примеру Гунфу Ча чайные ритуалы появились в разных странах мира, везде – со своими особенностями и национальным колоритом. Кстати, даже в самой Поднебесной чайная культура отдельных провинций имеет свои характерные черты, однако неизменным является благоговейное отношение к напитку.

Также у нас есть отдельная публикация по видам элитного китайского чая — по .

История и философия

Истории чайной церемонии посвящены многочисленные монографии. Большинство авторов поддерживают версию о том, что своей популярности чай обязан монахам. Этот напиток они употребляли во время общения друг с другом, когда подолгу обсуждали важные, в том числе и «ученые» темы. Так родились и сам ритуал, и его философия, которая побуждает участников настроиться на «внутреннюю волну», на положительные эмоции , искать и находить ответы на самые важные вопросы внутри себя и одновременно наслаждаться ароматами напитка и эстетической составляющей ритуала.

Как правило, в нем участвуют и новички, поэтому чайная церемония предполагает наличие некоего руководителя, который не просто разливает напиток по чашкам, но и помогает создать необходимую атмосферу – действует мягко, но уверенно, заботится о том, чтобы гости не мешали друг другу громкими разговорами, а имели возможность погрузиться в свои мысли.

К ритуалу, каков он сегодня, в Поднебесной пришли не сразу . Даже с заваркой экспериментировали довольно долго: сначала листья варили, получая в итоге «ароматную кашу», потом придумали листья прожаривать, делать из них муку и заливать кипятком, позже отработали технологию изготовления плиточного чая.

Одной из изюминок ритуала стало так называемое «сравнение чаев»: участники этого действа взбивали палочками напиток, приготовленный из размолотых в пыль листьев, до образования пены. Тот, у кого она оказывалась более плотной и красивой, становился победителем.

Ближе всего к сегодняшним ритуалам — чаепития, проходившие в XIV-XV веках , в годы правления династии Мин. В этот же период зародилась традиция использовать для них особые виды посуды, в частности — чашки под названием «гайвань» (ими пользуются до сих пор), которые, помимо своего прямого назначения, служат также заварниками.

Культура чаепития в Китае

«Гунфу Ча» в переводе на русский означает «высшее мастерство чаепития». Задача церемонии – помочь человеку насладиться достоинствами напитка. Их, как подсчитали въедливые китайцы, четыре:

  • цвет чая;
  • форма чайных листьев;
  • вкус напитка;
  • аромат.

Посуда

Уже упоминавшаяся чашка гайвань обходится без ручки, однако дополнена крышкой (символ неба) и блюдцем (символ земли). Непосредственно чашка олицетворяет собой человека, который твердо стоит на земле, под защитой неба . Крышка и чашка образуют между собой щель, через которую человек разливает напиток гостям или пьет сам.

Важно, чтобы и крышка, и блюдце были для гайваня «родными», то есть имели бы один и тот же узор (разрозненные элементы от разбившейся посуды соединять нельзя), только в этом случае они становятся своеобразным символом родного очага.

Объем чашки – 100-350 мл. Количество необходимых гайваней определяется по числу участников чайной церемонии.

Чайник для заваривания называется исинь, так как в старину этот вид посуды изготавливали из особой фиолетовой глины, добываемой близ города Исин. Этот материал был выбран потому, что после обжига он приобретал пористую и одновременно жесткую структуру, а потому служил долго , а главное – позволял чаю «дышать».

Другие атрибуты и принадлежности, без которых невозможен китайский ритуал:

Вода

Лучшей считается вода родниковая, и в этом тоже – дань традиции, большой философский смысл: такая вода рождается в сердце земли, поэтому приготовленный из нее напиток наполнен жизнью, одухотворен. Однако не всякая родниковая вода может быть использована. Плохо, если она слишком мягкая, не содержит достаточного количества минеральных солей. Недопустимо, если у воды имеется какой-то свой запах или неприятный вкус.

Кипятят воду в котле, причем только 1 раз, до нужной температуры. Дополнительный подогрев является нарушением традиции. Для разных видов чая обеспечиваются разные условия: для достаточно 95 градусов, для пуэра требуется 100. Опытный мастер определяет нужный момент «на глазок» (по размеру образующихся на поверхности пузырьков) и на слух (в закипающей воде он должен услышать «шум ветра в соснах»).

Музыка

Проведение церемонии невозможно без музыки. Правильно подобрать ее – настоящее искусство. Она должна быть ненавязчивой, медленной, по звучанию близкой к классическим китайским музыкальным инструментам.

Также приветствуется вариант, когда в музыкальном произведении слышатся щебет птиц, журчание воды, шелест листьев в лесу. В этом случае уместно наполнить помещение легким, едва уловимым ароматом лаванды или жасмина.

Предметы интерьера

Проводить чайные церемонии рекомендуется в помещении, оформленном в пастельных тонах, с зелеными и коричневатыми оттенками. Солнечный свет должен быть рассеянным, обязательно – легкое движение воздуха, который (оказывается, и в этом имеется свой смысл) будет добираться до каждого уголка человеческой души, помогать ей раскрыться.

Что касается интерьера, то здесь предпочтение отдается минимализму : бамбуковые циновки, низенький стол и больше ничего. Стол, правда, должен быть большим, чтобы места вокруг него хватило всем участникам, а сервиз и необходимые предметы располагались бы свободно, не создавая ощущения тесноты.

Для организатора церемонии предусмотрен чабань – небольшой столик, внутри которого имеется поддон, чтобы сливать лишнюю воду. На чабань иногда ставят фигурки из особой глины, которая меняет цвет в зависимости от изменения температуры воды.

Виды церемоний

Помимо классической Гунфу Ча, сложились и другие традиции проведения чайных мероприятий. Среди наиболее популярных:

  • Гун фу ча – главным «героем» церемонии является какой-либо один конкретный сорт;
  • Хэ ча – участники чаепития пробуют разные сорта чая;
  • Пин ча – участники церемонии знакомятся с большим разнообразием сортов, а среди гостей присутствуют опытные дегустаторы, которые делятся своими впечатлениями;
  • Лу Юя – напиток готовится на открытом огне, к чайным листьям добавляют целебные травы.

Приготовления к мероприятию

Чтобы чайная церемония прошла на достойном уровне, к ней должен готовиться каждый из ее участников, настраиваясь на нее эмоционально, стараясь отрешиться от окружающей суеты, больших и малых проблем.

Важно, чтобы все собравшиеся гости были друг другу симпатичны , располагали бы достаточным временем и не смотрели то и дело на часы, боясь куда-то опоздать. Непосредственно перед церемонией нужно отключить мобильный телефон.

Чайный мастер перед приходом гостей должен создать в помещении, где проходит церемония, необходимую обстановку, убрать все лишнее, красиво расставить набор посуды и аксессуары.

Проведение китайской чайной церемонии

Описание чайного действа включает несколько этапов, очередность которых нельзя нарушать, поскольку в каждом заложены определенные символы.

Этап 1. Исинь и гайвани надо согреть, заполнив их примерно на треть кипятком. Через 2 минуты воду сливают.

Этап 2. Оценка качества чая: участники церемонии знакомятся с заваркой, которая насыпана в специальную чайную коробочку. Передавая ее друг другу, каждый делает 3 вдоха, а выдыхает (так требует традиция) – на листочки чая: тепло человека их согревает и аромат становится ярче.

Этап 3. Чайный мастер отмеряет необходимое количество чайных листьев с помощью специальной бамбуковой ложки и высыпает их в исинь. Традиционная норма – 15 г заварки на 150 мл воды.

Этап 4. Он называется «промывание высокой струей». Воду (кипящую или согретую до определенной температуры, как того требует тот или иной сорт чая) наливают в исинь, заполняя его до краев. Струйка должна быть тонкой и литься с высоты от полуметра до 70 сантиметров.

Этап 5. С помощью фарфоровой ложки из исиня убирают всплывшие листочки и образовавшиеся пузырьки. Закрывают исинь крышкой на пару минут, а затем выливают жидкость в специально подготовленную посуду. Этот чай не пьют.

Этап 6. Вновь заполняют исинь водой. На этот раз струя должна быть сильной, а высота падения воды – от 10 до 15 см.

Этап 7. Мастер повторяет действия 5-го этапа с той разницей, что закрывает исинь крышкой не на пару минут, а всего на 20-50 секунд. После этого напиток готов к употреблению.

Разливают чай по гайваням непосредственно из исиня (в тайваньской традиции – из кувшина ча-хай). Делает это хозяин дома, где собрались гости, либо чайный мастер, если церемония проходит в ресторане.

В тайваньском варианте используется чайная пара, состоящая из двух чашек. Здесь свобода похозяйничать предоставляется самим гостям: они могут налить из гайваня немного напитка в высокую чашку и оценить его аромат, а в низкую – чтобы оценить вкус напитка и его цвет.

Заваривать чай разрешено многократно: улун – от 4 до 8, пуэр – до 16. Подробнее о том, как правильно заваривать чай пуэр мы писали . А выпивают собравшиеся как минимум по 7 чашек:

  • чашка 1 – знакомство с напитком;
  • 2 – возможность расслабиться и отбросить, если они были, негативные эмоции;
  • 3 – заряд бодрости;
  • 4 – ощущение покоя;
  • 5 – очищение тела;
  • 6 – ясность разума;
  • 7 – общая релаксация.

Особое внимание придается первым глоткам: сначала делают маленький, затем большой (основной) и вновь маленький . Этот ритуал дает возможность оценить аромат чая, его вкус и послевкусие.

Правила и традиции

Чтобы чайная церемония была полезна и духу, и телу, нужно выполнять некоторые правила:

  • напиток не должен быть обжигающим;
  • нельзя пить его на голодный желудок;
  • сразу после обильной еды пить чай тоже нельзя, лучше сделать небольшой перерыв;
  • вредно пить вчерашний чай.

Согласно китайской традиции чайные мероприятия рекомендуется проводить по каким-либо важным поводам :

  • оказать уважение пожилому человеку;
  • украсить чайной церемонией семейную встречу родителей и детей;
  • поблагодарить родителей молодоженов в день свадьбы;
  • отметить знакомство родителей будущих новобрачных.

Юлия Верн 43 286 1

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


В жизни китайцев чай имеет особое значение, а чаепитие представляет церемонию, при которой соблюдается определенная последовательность в заваривании чая. Главная цель чайной церемонии – это более полно раскрыть аромат и вкус напитка. Непременным условием церемонии является спокойное состояние духа. Особую атмосферу церемонии создают витиеватые предметы чайной утвари, маленькая изысканная посуда, спокойная тихая музыка. Большинство китайцев предпочитают пить чай в любое время года: и в холод, и в жару. Этот напиток отлично утоляет жажду, укрепляет иммунитет.

Китайская чайная культура подразумевает способы приготовления чая, посуду и приборы, используемые при этом; и события, которые служат поводом для чаепития.

Значение чая в китайской культуре

В Китае чай относится к «семи вещам, потребным ежедневно»: рис, соль, масло, уксус, соевый соус и дрова. Китайская чайная культура имеет некоторые отличия от японской, европейской и британской поводами для чаепития, способами приготовления, а также питья. В Китае принято пить чай и в повседневных ситуациях, и во время ритуалов, официальных мероприятий. Чай – не просто напиток, он занимает важное место в китайской кухне, в традиционной китайской медицине и буддизме.

Традиции выращивания и употребления чая, указанные как «китайские», более правильно было бы называть «чайной культурой Центральных равнин Китая». Кроме этого, существуют во многом оригинальные чайные традиции Юго-Западного Китая, заведенный порядок которых распространен в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань. Эти области, где с давних времен выращивали чай, в современности гораздо меньше подверглись влиянию извне, поэтому сохранили множество старых чайных традиций, уже давно забытых в районах Центрального Китая.

Также безмерно самобытна чайная культура Тибета. Как считают многие, сложилась она в эпоху династии Тан в середине 700-х годов. В Тибете принято употреблять масляный и молочный чай, что совершенно нехарактерно для остальных районов Китая.

В Южных районах Китая существует ямча («чаепитие») – такая разновидность чайной культуры. В Макао, Гуандуне, Гонконге принято по утрам, перед началом рабочего дня пить чай. При этом напиток пьют вприкуску с различными закусками – димсамами.

В древности жители Южного Китая для чаепития уединялись в чаевнях. Сейчас популярны оживленные димсамовые ресторанчики. Ритуал «ямча» особенно тщательно соблюдают пенсионеры. Часто чаепитию предшествует тайцзицюань (китайское махание кулаками) – разновидность ушу.

Традициям гонконгского чаепития характерны некоторые условности. Если посетитель хочет официанту дать знак, что в чайнике закончилась заварка, то необходимо снять его крышку и положить рядом с чайником на скатерть.

Обычаи чаепития

Чай – традиционный напиток в Китае, употребляемый каждый день. Однако среди юного поколения китайцев замечено снижение интереса к чаепитию и увлечение западными сладкими газированными напитками. Некоторые китайские ученые расценивают это как тревожный симптом.

В настоящее время семейное чаепитие становится данью традиции и возможностью ознаменовать единение семьи по поводу какого-либо торжества. Для этого принято зеленый чай заваривать в большом чайнике (фаянсовом, фарфоровом, глиняном) на всю семью, после чего разливают по пиалам или чашкам, из которых и пьют.

Китайцы выделяют несколько видов особенных обстоятельств для того, чтобы приготовить и совместно пить чай.

«Знак уважения». Предложить чашку чаю – так принято в китайском обществе выражать почтение старшим. А одним из традиционных времяпровождений по выходным дням в Китае является приглашение в ресторан старших родственников на чашку чая, оплатив чаепитие. В прошлом этот напиток всегда подавали люди, которые занимали самую низкую ступень в социальной иерархии. В связи с либерализацией общества в современном Китае бывают случаи, когда родители предлагают детям чай, и даже начальник наливает чай подчиненным. Но на официальном мероприятии никогда более высокопоставленный участник не преподнесет чай подчиненному.

«Извинение». В китайской культуре существует обычай наливать чай человеку, у которого просят прощение или перед которым извиняются. Это – признак чистосердечного раскаяния и покорности.

«Семейная встреча». Уехав в дальние края на учебу или работу, обзаведясь собственными семьями, дети реже навещают родителей; бабушки и дедушки нечасто встречаются с внуками. Поэтому особо значимой частью семейных встреч считаются совместные чаепития в ресторанчиках. По воскресеньям китайские «чайные дома» полны посетителями, особенно много в праздничные дни. Это еще раз подтверждает значимость семейных ценностей в КНР.

«Выражение благодарности старшим в день свадьбы». Жених и невеста на традиционной китайской свадебной церемонии должны, опустившись на колени перед родителями, в знак уважения преподнести им чай. При этом молодожены говорят: «Благодарим вас за то, что вырастили нас. Мы перед вами в вечном долгу!». Родители пьют чай, затем новобрачным дарят красный конверт, как символ удачи.

«Сплочение большой семьи в день свадьбы». Свадебная чайная церемония – это также способ знакомства семей невесты и жениха. Так как зачастую китайские семьи многочисленны, бывает, что не всем членам семьи удается познакомиться на свадьбе. Такое случалось в древние времена, если отец семейства имел несколько жен, и, как правило, отношения между отдельными членами семьи были натянутыми. В течение свадебной чайной церемонии принято было, чтобы молодожены подносили чай каждому члену семьи, при этом называя его имя и официальный титул. Совместное чаепитие служило символом приема в семью новых членов. Отказаться от чая значило «потерять лицо» т. е. воспротивиться браку. После того, как старших родственников представили на церемонии, они вручали новобрачным красные конверты, а молодожены отдавали красные конверты юным неженатым членам семейства.

«Поддержание традиции». Существует традиция в чаошаньской культуре собираться в чайной комнате с родственниками и друзьями на церемонию Гунфу Ча. На протяжении церемонии старшие участники делятся с младшими об обрядах и правилах, передавая им древние традиции.

Благодарность за чай (Коутоу пальцами)

Гость, которому налили чай, чтобы продемонстрировать свою благодарность, может постучать три раза по столу, согнув в фалангах указательный и средний палец. Этот обычай называется «коутоу пальцами » и широко распространен в Южном Китае (Гонконге, Гуандуне, Макао); в остальных районах страны таких привычек обычно не придерживаются.

Рассказывают, что такая традиция возникла в период династии Цин. Император Цяньлун инкогнито путешествовал по Поднебесной, ему очень хотелось узнать, что народ думает о правительстве. Однажды император в трактире подсел к двум людям, распивающим чай, и завел с ними беседу. Мужчинам сразу стало понятно, что с ними разговаривает не простой житель. Они хотели перед ним упасть на колени, но поняли, если всем станет известно, что это – император, их могут казнить. Молодые люди беседовали с императором, как с равным, а такой правитель считался величественным и неприкасаемым.

Закончив чаепитие, мужчины встали и один из них сделал жест пальцами: указательный и средний положил на край стола, затем повторил тот же жест, но уже с согнутыми пальцами. Властитель не понял жесты и попросил объяснить. На что молодой мужчина ответил: «Мы знаем – перед нами Ваше величество. За разговор с Вами нас теперь казнят. Но мне очень хочется выразить Вам от нас, от всего народа огромную благодарность. Эти жесты означают, что Ваш народ перед Вами преклоняется!» После этих слов мужчины ушли. Император был очень удивлен и рад тому, что думает народ. С той поры принято подобным жестом показывать уважение человеку за чаепитие.

Как в Китае заваривают чай

В Поднебесной существует много разных способов заварить чай в зависимости от предлога и обстоятельств чаепития, разновидности завариваемого чая, достатка участников. Так, зеленый чай нежнее, чем черный чай или улун, и для заварки используют не очень горячую воду.

В чашке чаоу (гайвань) заваривают любой чай, но лучше всего этот способ применим для слабоферментированных видов.

Гайвань – нынешнее название сосуда, дословно переводится «чаша с крышкой», или ещё по-другому называют гай бей – «чашка с крышкой», или цзю чжун – «сосуд для запирания жара». Способ позаимствован у народа Чаошан, которые этот сосуд называли «чаоу».

Чаоу – это набор, включающий чашку, крышку, блюдце. Его используют как сам по себе, также и в сочетании с чайными чашками. Если надо попробовать чай, применяют заваривание в чаоу. Здесь важно почувствовать нейтральный вкус чая, увидеть заваривающиеся чайные листья и понюхать их. Такой способ заваривания используют для повседневного чаепития, хотя допускается примнение в отдельных формальных ситуациях.

Особой популярностью пользуется способ заваривания в чайнике . В этом случае, заваривают чай в большом (чтобы объема достаточно было для всех собравшихся) чайнике из фарфора, глины или фаянса. Особенность китайского чайника состоит в том, что заварку засыпают в маленький, дырчатый, вставляемый во внутрь стаканчик-ситечко, сделанный из такого же материала, как и чайник.

Ситечко при заваривании заполняют наполовину – на две трети сухим чаем, т. е. оно выполняет роль дозатора заварки. В чайник горячую воду заливают через стаканчик-ситечко, «промывая» заварку. Когда чайник наполнен, а заварка размокла, ее дополнительно можно немного отжать ложкой для более насыщенной экстракции. Существует мнение, что чай лучше промывается в ситечке и более полно отдает содержащиеся в нем вещества. Высшие сорта зеленого чая и улуны можно заваривать несколько раз. Температура воды и время настаивания зависят от сортов чая.

Чайная церемония Гунфу Ча своей популярностью обязана традициям народов Чаочжоу или Чаошань и Миньнань. При этом способе используют маленький чайник емкостью около 150 мл, изготовленный из исинской глины (цзыша). Чайничек служит не только украшением церемонии, но и способствует «округлению» вкуса чая. Способ заваривания в исинском чайнике используется и для индивидуального чаепития, и для угощения гостей.

Способ заваривания, применяемый только для улунов, считается в Китае искусством. Воду нагревают приблизительно до 95 градусов. Чтобы не испортить воду и чай, кипятить ее нельзя. Прогревают посуду; для этого воду наливают в чайник и чашки. Обязательно надо познакомиться с чаем: рассмотреть и подышать чайным листом. Количество заварки насыпают в чайник в соответствии с его объемом. Затем надо «выхлопать чай», т. е. убрать чайную пыль. Воду в чайник наливают с большой высоты, и сразу выливают: первая заварка не пьется. Вновь налитая вода настаивается в зависимости от сорта чая. Хорошие улунские чаи заваривают от пяти-семи до десяти раз. Во время церемонии душа и тело должны быть спокойны, так как это очень ответственное мероприятие. Для такого чаепития желательно иметь чайник из исинской глины, набор чайных инструментов, чайную доску, чахай, чахэ, чайную пару, чайник на живом огне для воды.

Национальный музей чая

Весной 1991 года в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян) – в чайной столице Китая открылся Китайский национальный музей чая , раскрывающий различные аспекты китайской чайной культуры. Музейные экспозиции, расположенные на 3,7 га, со всех сторон окружают чайные плантации. Музей предоставляет возможность не только посмотреть на чайники, чашки и другие принадлежности чайных церемоний двухтысячелетней давности, но и принять участие в чайной церемонии.

Сейчас в Китае каждый год потребляют более 500 тысяч тонн чая. Чайная культура превратилась в драгоценное достояние китайской нации и на материальном, и на духовном уровнях.